"ЧТЗ-Уралтрак" ждет помощи из КНР
После того как защитился пошлинами от китайского импорта
Челябинский тракторный завод ("ЧТЗ-Уралтрак"), добившийся введения антидемпинговых пошлин для китайских производителей бульдозеров, теперь планирует привлечь их в качестве стратегических инвесторов. Эксперты полагают, что сейчас иностранцам может быть выгодна локализация производства в России, а интерес к "ЧТЗ-Уралтраку" могут проявить LiuGong, Zoomlion и Sanny.
"ЧТЗ-Уралтрак" (входит в НПК "Уралвагонзавод"), крупный производитель дорожно-строительной техники и тракторов, планирует оптимизировать производство и привлечь китайских инвесторов, сообщила в пятницу пресс-служба минэкономики Челябинской области со ссылкой на и. о. гендиректора завода Вячеслава Юматова. По данным "Интерфакса", завод планирует снизить себестоимость продукции и локализовать производство, переведя неиспользуемую территорию в индустриальный парк, а также скорректировать модельный ряд. Как заявил господин Юматов, предусмотрено привлечение инвестора — ведутся переговоры с крупными китайскими машиностроительными компаниями.
Российские производители бульдозеров подготовили почву к вхождению китайского капитала активной борьбой за защиту внутреннего рынка от импорта из КНР. В частности, после жалоб "ЧТЗ-Уралтрака", "Промтрактора" (входит в "Тракторные заводы"), "Дормаша" и "Дормаша-ЧТЗ" в ноябре 2015 года Евразийская экономическая комиссия ввела на пять лет антидемпинговые пошлины от 11% до 44% для китайских производителей гусеничных бульдозеров мощностью до 250 л. с. Комиссия решила, что демпинг китайцев привел к снижению выпуска техники в странах ЕАЭС почти на четверть. Кроме того, в ноябре 2015 года был введен утилизационный сбор на дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику (российским производителям этот платеж де-факто возвращается).
Глава ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой отмечает, что ситуация в отрасли "достаточно тяжелая": объемы производства "колоссально снизились", продажи строительной техники падают, как объем заказов, заводы терпят огромные убытки. По его словам, после введения утильсбора иностранцам выгоднее развивать свое производство в России. "УВЗ нужно загрузить завод, а китайцы, таким образом, получат доступ на российский рынок",— заключает господин Корчевой.
Президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев утончил, что подобные переговоры "ведутся постоянно и не первый год", подчеркнув, что "сегодня много китайских компаний, готовых начать производство в России". Их преимущества очевидны: китайские подрядчики ведут работы по доступным ценам, кроме того, девальвация рубля позволяет выгодно инвестировать в российское производство. По мнению господина Санакоева, из китайских компаний интерес к инвестициям в "ЧТЗ-Уралтрак" могут проявлять LiuGong, Zoomlion и Sanny.
У "ЧТЗ-Уралтрака" непростое финансовое положение. В 2015 году завод допустил просрочку по кредиту Альфа-банка на 338 млн руб., и банк обратился в суд с иском к ЧТЗ и его поручителям — УВЗ и ТПТ (технопарк "Тракторозаводский", владеет имущественным комплексом ЧТЗ). Банк 10 июня подал иски о признании "ЧТЗ-Уралтрака", УВЗ и ТПТ банкротами, сумма исковых требований к ЧТЗ — 9,3 млрд руб. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров уверен, что сложное финансовое положение завода фактически блокирует возможность финансировать модернизацию оборудования и редевелопмент, а также резко ограничивает привлечение средств. В такой ситуации, полагает эксперт, если почти все средства предоставят инвесторы, а УВЗ внесет вклад имуществом, наиболее реалистична схема, при которой Китай получит контрольный пакет в девелоперском проекте и неконтрольный — в машиностроительном.