Нерезидентам не доверяют реестры
Стратегических клиентов передадут россиянам
С 1 июля вступает в силу закон, запрещающий ведение реестров акционеров стратегических компаний регистраторами, которые прямо или косвенно находятся под иностранным контролем. Новые поправки к этому закону, которые уже переданы в Госдуму, меняют юридическую трактовку термина "нерезидент" на более строгую. Данная мера лежит в русле политики государства по искоренению иностранного влияния в регистраторском бизнесе.
Поправки, ужесточающие трактовку термина "нерезидент", были поданы в Госдуму депутатом Олегом Савченко. Законопроект рассмотрен и передан для анализа Комитету по финансовому рынку. Его заключение должно быть вынесено до 14 июля. Законопроект вносит изменения в ст. 2.1 федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов..." в части уточнения требований к регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение.
Ранее был принят закон (391-ФЗ), принципиально ограничивающий возможность доступа иностранцев к закрытой информации оборонных и других важных для безопасности и экономики страны предприятий. Он вступает в силу с 1 июля. Однако вполне вероятно, что некоторые нормы будут изменены уже осенью в соответствии с поправками господина Савченко. Принципиальное отличие подходов — в трактовке понятия "нерезидент". Согласно тексту закона, вести реестры акционеров стратегических предприятий и акционерных обществ (таких, например, как "Интер РАО", РЖД, "РусГидро", "Газпром" и т. п.) может только регистратор, не имеющий в уставном капитале доли нерезидентов и не находящийся под их косвенным контролем. Понятие "нерезидент" в законе применяется в значении, установленном законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (173-ФЗ). Человек с российским паспортом является валютным нерезидентом, если постоянно проживает за границей более года. "Но закон можно прочитать и так, что если в течение года такой гражданин хотя бы один день находился на территории России, то он вновь становится валютным резидентом еще на год, поскольку прерывается постоянство проживания за границей,— поясняет партнер Tertychny Law Иван Тертычный.— Если же гражданин не посещал Россию более года, он теряет валютное резидентство".
Согласно новым поправкам, владельцем или контролирующим акционером регистратора, чьими клиентами являются стратегические компании, не может быть налоговый нерезидент РФ. "Налоговый резидент России обязан присутствовать на ее территории не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, эта редакция закона заметно строже предыдущей",— говорит господин Тертычный. Поправки отсекают возможность контроля над регистратором, принимающим реестры стратегических АО, для российских граждан, постоянно проживающих за границей, поясняет председатель совета директоров Независимой регистраторской компании (НРК) Олег Жизненко. "Сейчас исправляется законодательная ошибка. Поскольку в первоначальном варианте ограничение не имеет никакого реального воздействия на бизнес",— говорит он.
Государство последовательно борется с иностранным влиянием на регистраторском рынке. Так, в 2014 году в Комитете Госдумы по вопросам собственности впервые прозвучало предложение перевести реестры системообразующих предприятий из иностранных регистраторов в российские. А спустя год единственный на тот момент иностранный игрок — компания Computershare, среди клиентов которой были "Норильский никель", ЛУКОЙЛ, "Аэрофлот" и т. п., поменял собственников. Регистратор приобрели российские акционеры. Теоретически вводимые ограничения могут повлиять на любую компанию отрасли, акционерами которой являются физлица. Хотя сейчас иностранцев среди владельцев регистраторских компаний нет, но среди них есть лица, постоянно или преимущественно проживающие за границей, отмечают участники рынка, не называя конкретных компаний. Известно, что одним из крупнейших игроков рынка, обслуживающим в том числе и стратегические предприятия,— регистратором Р.О.С.Т.— на правах бенефициара владеет российский миллиардер Роман Абрамович (согласно данным РСБУ компании, на 28 марта 2016 года ему принадлежало 99,66% акций общества), по данным СМИ, преимущественно проживающий в Лондоне. По словам гендиректора Р.О.С.Т. Людмилы Мироновой, в мае 2016 года в устав общества были внесены изменения, которые обязывают акционеров-физлиц предоставлять сведения о своем нахождении на территории России. "Для нас не стоит вопрос сложности соблюдения законов, мы их соблюдаем в любом случае",— прокомментировала она.