«Эрдоган понимает, что ему подписали смертный приговор»
«Pro и Contra»: Турция сделала шаг к примирению с Россией
Россия и Турция договорились «без промедления» принять необходимые меры по улучшению отношений между странами. Об этом пишет Reuters со ссылкой на заявление представителя Реджепа Эрдогана. Ранее пресс-служба Кремля сообщила, что президент Турции извинился за сбитый российский самолет. Как заявил Реджеп Тайип Эрдоган в послании Владимиру Путину, «я хочу еще раз выразить свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините». При этом в Совфеде считают, что извинения Эрдогана можно рассматривать лишь как первый шаг навстречу. «Для возвращения к нам турецких помидоров и наших туристов на курорты Турции этого мало», — считают в парламенте. Руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров и политолог Павел Святенков обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным в рамках программы «Pro и Contra».
Павел Святенков: «Извинения со стороны Эрдогана дают шанс на нормализацию взаимных отношений, и, скорее всего, за ними последуют переговоры. Но я думаю, что Турция не готова уступить России по всем направлениям, и тем более вряд ли отношения между двумя странами вернутся на прежний уровень. Потому что даже если бы Турция учла все российские интересы прямо по всем направлениям, что вряд ли возможно, то все равно останется фактор лично Эрдогана: если уж он пошел на сбитие нашего самолета, рискнув отношениями с Россией, то он может какой-нибудь аналогичный фокус выкинуть и в дальнейшем, и поэтому определенная настороженность в отношении Турции, скорее всего, сохранится. Хотя я думаю, что, конечно, отношения улучшатся, но я опять-таки не думаю, что Турция нам уступит прямо уж все и учтет наши озабоченности. Это крайне маловероятно.
Следующим шагом после нормализации политических связей между Россией и Турцией, естественно, напрашивается и нормализация экономических. Но мне кажется, что извинения — это только первый шаг: необходимы переговоры по линии МИДов двух стран и уже после этого соответствующие экономические решения, и следить за безопасностью нужно, чтобы турецкое правительство гарантировало безопасность наших туристов. Но я думаю, что это и в его интересах, потому что сами понимаете, как испортил, например, репутацию Египта известный теракт против нашего самолета. То есть понятно, что Египет из числа популярных направлений выпал. Поэтому я думаю, что тут большое поле для работы спецслужб двух стран по обеспечению безопасности, если, конечно, будет принято решение о том, что экономические отношения двух стран возобновятся».
Семен Багдасаров: «Отношения Турции, Эрдогана конкретно с Западом сейчас как никогда плохи. И не только с Германией, парламент которой принял резолюцию геноцида армян и других христианских меньшинств в Османской империи, что носит больше политический характер. И не только потому, что Кэмерон или еще кто-то что-то там сказал. С учетом позиции главного советника Турции по НАТО, по западной коалиции с Соединенными Штатами, которые в открытую оказывают помощь сирийским курдам, точнее, отрядам самообороны партии марксистского союза, а им, по самым скромным подсчетам, не менее 150 т груза только сбросили вооружения, Эрдоган понимает, что ему, по сути, подписали смертный приговор. В этих условиях он начинает маневрировать, а лучший маневр, по его мнению, обратиться к России, показать Западу, что если вы на него будете давить, я пойду на сближение с Россией. Вот главная причина. А уж потом курорты, помидоры, лук, чеснок или там какая-нибудь петрушка.
Подумайте: в Турции идет гражданская война, идет в основном на юго-востоке, но периодически это происходит в Стамбуле, куда тоже туристы ездят, периодически в Анталии, курортной зоне, тоже происходят какие-то события. Хватит, может быть, жизнью рисковать? Нарисковались уже с Египтом. Что, давайте теперь по Турции будем рисковать? Национальная безопасность должна быть во главе угла, а все остальное потом. Давайте о людях думать, давайте о способах безопасности думать. Мы в последние годы увлеклись чересчур добычей золота для личных карманов, а не национальной безопасностью. А потом говорим, что это удар в спину».