Израиль попросит прощения за паром
Нормализация отношений между ним и Турцией изменит расклад сил на Ближнем Востоке
Представители Израиля и Турции подпишут сегодня соглашение о нормализации отношений. Оно призвано завершить шестилетний конфликт между двумя ведущими государствами Ближнего Востока, вызванный инцидентом 2010 года с турецким паромом Mavi Marmara. По условиям соглашения, Израиль выплатит компенсацию в $20 млн за гибель десяти турецких граждан в Средиземном море и принесет Анкаре официальные извинения. Пойдя на уступки турецким властям, Израиль взамен рассчитывает разблокировать торгово-экономическое и военное сотрудничество с Анкарой, которое откроет доступ израильскому газу в Турцию и Европу, а также укрепит международные связи еврейского государства.
Об итогах многомесячных переговоров, проходивших при активном посредничестве вице-президента США Джо Байдена и завершившихся достижением компромисса, премьер Израиля Биньямин Нетаньяху рассказал вчера на пресс-конференции в Риме. "Израиль и Турция — две крупнейшие региональные державы, и отсутствие взаимодействия не отвечало нашим жизненно важным интересам, не позволяя развивать взаимовыгодное сотрудничество во многих областях",— анонсировал подписание соглашения Биньямин Нетаньяху. "Мир и Ближний Восток переживают потрясения, и моя политика направлена на то, чтобы создавать центры стабильности в нестабильном регионе. Мы делаем это с нашими близкими соседями — арабскими странами. Мы делаем это с Грецией и Кипром, с Россией, с Турцией. И, конечно же, с нашим величайшим союзником, США",— продолжил израильский премьер, перечислив ведущие мировые и региональные державы, от которых зависит безопасность Израиля.
Вчера пресс-конференцию дал и турецкий премьер Бинали Йылдырым. Он сообщил о тех уступках, на которые в ходе переговоров пошла израильская сторона. По словам господина Йылдырыма, в соглашении закреплено положение о том, что Израиль выплатит $20 млн в качестве компенсации Турции, правительство которой распределит полученные средства между родственниками погибших и пострадавших в ходе инцидента на борту турецкого парома Mavi Marmara.
Напомним, отношения Израиля и Турции оказались на грани разрыва летом 2010 года, после трагедии на судне, шедшем в блокированный сектор Газа под турецким флагом в составе гуманитарного конвоя "Флотилия мира". Попытка израильского спецназа пресечь международную акцию гражданских активистов вылилась в кровопролитие на борту Mavi Marmara, в ходе которого десять турецких граждан были убиты. Израильская сторона долгое время отвергала выдвинутые обвинения и на примирение с Турцией упорно идти отказывалась, однако в итоге принесла извинения за инцидент, выполнив еще одно требование Анкары.
В связи с устранением главных препятствий для размораживания отношений между двумя странами премьер Йылдырым пообещал, что послы двух стран вернутся на свои места и возобновят работу в "ближайшее время". Кроме того, уже на этой неделе Турция возобновит поставки гуманитарной помощи в сектор Газа — первое судно с продовольствием и предметами первой необходимости отправится в израильский порт Ашдод в ближайшую пятницу. Впрочем, одно из требований Анкары — полное снятие блокады с сектора Газа — израильская сторона выполнять отказалась. "Поддержание блокады отвечает ключевым интересам нашей безопасности, и в этом вопросе мы не пойдем на компромисс",— пояснил премьер Нетаньяху.
Опрошенные "Ъ" эксперты отмечают, что речь идет скорее не о новом медовом месяце между Израилем и Турцией, а о возвращении к прагматичным рабочим интересам, отвечающим интересам двух стран. "Пойдя на серьезные уступки турецким властям, Израиль взамен рассчитывает разблокировать торгово-экономическое и военное сотрудничество с Анкарой. В перспективе оно должно открыть доступ израильскому газу в Турцию и на европейские рынки, а также укрепить международные связи еврейского государства",— пояснил "Ъ" старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский.
С ним согласен профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. "Так же, как Израиль заинтересован в Турции, Турция заинтересована в Израиле — его вооружениях, его природном газе. Так что это улица с двусторонним движением, и вряд ли можно говорить о том, что одна сторона уступила больше, чем другая",— заверил "Ъ" господин Косач.