Полицейских позвали в свидетели
Руководство областного ГУ МВД вызовут в суд по делу блогеров о вымогательстве
Самарский районный суд принял решение о вызове на допрос в качестве свидетелей по так называемому «делу блогеров» начальника ГУ МВД России по Самарской области Сергея Солодовникова, его заместителя Алексея Гриня, начальника УЭБ и ПК областной полиции Михаила Яркина и следователя ГСУ регионального ГУ МВД Антона Закоречкина. С соответствующим ходатайством в суд обратилось гособвинение в связи с показания одного из обвиняемых по делу Дмитрия Бегуна, который заявил, что якобы указанные лица оказывали на него давление во время следствия по делу. Авторы интернет-дневников Дмитрий Бегун, Наталья Миронова и Олег Иванец обвиняются в вымогательстве 3 млн рублей у бизнесмена Сергея Шатило.
В Самарском районном суде вчера состоялось заседание по делу блогеров Дмитрия Бегуна, Натальи Мироновой (Умяровой) и Олега Иванца, которые обвиняются в вымогательстве (п. «б», ч. 3, ст. 163 УК РФ) у бизнесмена Сергея Шатило 3 млн рублей за непубликацию якобы компрометирующих его материалов.
Прежде, в своем последнем слове, один из обвиняемых Дмитрий Бегун, который ранее признавал свою вину, заявил, что якобы давал свои показания под давлением.
Заслушав показания блогера, суд не стал выносить приговор и возобновил судебное следствие по делу, так как «были заявлены новые обстоятельства».
Вчера был проведен повторный допрос Дмитрия Бегуна, в рамках которого он заявил, что вину свою не признает и что явку с повинной якобы писал «под диктовку следователя (Антона, старшего следователя ГСУ ГУ МВД России по Самарской области. — „Ъ“) Закоречкина». В связи с этим господин Бегун от явки с повинной также отказался.
Напомним, о задержании фигурантов дела стало известно 29 октября 2015 года, уголовное дело было возбуждено 30 октября ГСУ ГУ МВД России по Самарской области. По версии следствия, блогеры рассчитывали получить от самарского бизнесмена Сергея Шатило 3 млн рублей за неразглашение якобы компрометирующей его информации, а также снятие ранее опубликованных материалов. Как сообщала пресс-служба регионального ГУ МВД, подозреваемые были задержаны при получении части требуемой суммы в размере 1 млн рублей.
Гособвинение просило для Дмитрия Бегуна девять лет лишения свободы в колонии строгого режима, для Олега Иванца — восемь лет, для Натальи Мироновой — восемь лет лишения свободы в колонии общего режима.
В пятницу, 24 июня, Дмитрий Бегун в своем последнем слове назвал дело блогеров «политическим». «Инициатором всей этой грязной истории является несколько человек. Вы их всех хорошо знаете. В первую очередь, это генерал-лейтенант Сергей Солодовников, руководитель самарской полиции», — заявлял Дмитрий Бегун.
Также он говорил, что у него «были свои причины» для того, чтобы признать вину в преступлении, которое он «не совершал». «Как проходил мой допрос? Где-то на протяжении ноября-декабря месяца в ИВС ко мне приезжал Сергей Александрович Солодовников, приезжал его заместитель по фамилии Гринь (Алексей. — „Ъ“). Мне давали список фамилий, на которые необходимо было дать показания. Вся эта история для чего раскручивалась? Здесь необходимо было дестабилизировать ситуацию. Странную активность в этой истории проявил господин Хинштейн (Александр, депутат Госдумы. — „Ъ“), который стал ее раскручивать в федеральных и местных СМИ. Насколько я мог судить, находясь в следственном изоляторе, а судить я мог только со слов адвокатов, шла целая информационная атака на Меркушкина, на членов его команды», — говорил господин Бегун. Также он рассказывал, что якобы со стороны сотрудников «силовых органов» озвучивались угрозы в адрес его семьи.
Вчера Дмитрий Бегун дал разъяснения по своим показаниям. Так, он сообщил, что задержание его якобы проходило довольно жестко, после чего он был доставлен в здание ГСУ. Первым, по словам господина Бегуна, с ним общался начальник УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской области Михаил Яркин, который якобы «начал свою речь с оскорблений». После беседы с Михаилом Яркиным блогера, по его словам, отвели в кабинет Антона Закоречкина, где начался опрос. Причем, как утверждает Дмитрий Бегун, его адвоката Елену Крестовникову к нему не пустили.
Примерно в час ночи, по словам Дмитрия Бегуна, приехал Сергей Солодовников. «Приехал он в очень таком возбужденном эмоциональном состоянии. Разговор начал со слов: „Вы банда Меркушкина, и я вас … посажу“», — заявил на допросе в суде Дмитрий Бегун, поясняя, что не отрицает работу с областным правительством. Далее Дмитрий Бегун сообщил, что он якобы спросил Сергея Солодовникова о том, что вообще происходит. В ответ, по словам блогера, ему якобы было сказано, чтобы он дал показания на губернатора. «Я говорю: а какие вас показания интересуют? Вам это зачем? Следующая фраза была примерно следующего характера: „Он у меня уедет. Я работал против губернатора (я цитирую слова господина Солодовникова), я работал против губернатора Кировской области Никиты Белых, мне не дали его посадить, но я посажу Меркушкина“, — заявил блогер. — Я парировал на это тем, что Меркушкина назначал не Солодовников». В продолжение Дмитрий Бегун заявил, что якобы «уже находясь под впечатлением и от самого задержания, и от разговора с господином Яркиным», он «пошел на сделку со своей совестью».
Впоследствии, как рассказал блогер, ему якобы были названы фамилии людей, на которых он должен дать показания. В их числе он назвал Николая Меркушкина, министра строительства Самарской области Алексея Гришина, министра транспорта региона Ивана Пивкина и добавил, что список впоследствии увеличивался.
После этого разговора, по словам господина Бегуна, якобы был приглашен его адвокат Елена Крестовникова, которой было озвучено, что он все признает, «во всем грузится».
На вчерашнем заседании Дмитрий Бегун заявил, что явка с повинной была написана им якобы под давлением «со стороны руководства полиции — Солодовникова и Яркина» и диктовал ее ему якобы следователь Закоречкин. При этом фактическую часть своих показаний, данных в качестве подозреваемого, Дмитрий Бегун подтвердил, но уточнил, что не считает указанное вымогательством.
Наталья Миронова в ответ на вопрос адвоката уточнила, что ее Сергей Солодовников посещал один раз, добавив, что «разговор был предельно корректный». Госпожа Миронова также сообщила, что придерживается прежде данных ею показаний. Как ранее пояснял „Ъ“ ее адвокат, она «признает участие в произошедших событиях, все обстоятельства произошедших событий, но не вину в составе преступления». Олег Иванец вину свою по-прежнему не признает.
В итоге сторона гособвинения ходатайствовала о вызове в суд в качестве свидетелей лиц, чьи фамилии Дмитрий Бегун называл в своих показаниях. А именно Сергея Солодовникова, Алексея Гриня, Антона Закорчекина и Михаила Яркина. Суд ходатайство обвинителя удовлетворил.
В пресс-службе ГУ МВД России по Самарской области „Ъ“ лишь сообщили, что не имеют права комментировать уголовные дела, которые находятся на рассмотрении суда.
Адвокат Сергея Шатило Александр Паулов в беседе со СМИ заметил, что, по его мнению, показания Дмитрия Бегуна «только фактически ухудшают его положение, поскольку он отказался от явки с повинной, отказался от части своих показаний, но при этом не отрицает самого существа предъявленного обвинения». Господин Паулов назвал эту ситуацию парадоксальной. «Я думаю, что никто в здравом уме эти показания не подтвердит, поскольку мне лично в них не верится абсолютно», — отметил Александр Паулов.