Бывшего премьера Молдавии приговорили за закрытыми дверями
Владимир Филат получил девять лет с конфискацией
Суд Кишинева вчера вынес приговор экс-премьеру Молдавии и бывшему лидеру правившей в недавнем прошлом проевропейской Либерально-демократической партии Владимиру Филату. Политик получил девять лет тюрьмы с конфискацией имущества и был оштрафован на $3 тыс. По мнению молдавских экспертов, приговор господину Филату завершает разгром некогда влиятельной политической силы конкурирующей властной группировкой во главе с местным олигархом Владимиром Плахотнюком. С подробностями — корреспондент “Ъ” в Кишиневе ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ.
Владимира Филата 15 октября прошлого года лишили депутатского иммунитета и увезли в СИЗО прямиком из парламента. Политик был обвинен в коррупции и злоупотреблении служебным полномочием. В день ареста он успел пообещать с парламентской трибуны «взорвать политический класс» некоей имеющейся у него информацией. Но ничего конкретного так и не было обнародовано.
Поводом для обвинений в адрес господина Филата стали показания, которые дал против него муж российской певицы Жасмин молдавский бизнесмен и мэр городка Оргеев Илан Шор, рассказавший при явке с повинной о своих финансовых отношениях с политиком. Отметим, что предприниматель, проходящий по громкому делу о выводе из молдавской банковской системы $1 мрлд, на прошлой неделе сам был арестован на 30 суток.
Заседания суда по делу Владимира Филата проходили в закрытом режиме. И так же за закрытыми дверями он вчера два часа выступал с последним словом. Незадолго до финального заседания он сказал, что приговор ему уже написан, и спрогнозировал 16–18 лет тюрьмы. Прокуратура настаивала на 19 годах лишения свободы. Судьи, однако, вынесли другой вердикт: девять лет лишения свободы с конфискацией автомобилей политика (два Volkswagen Tuareg, Toyota Land Cruiser 200 и Porsche Cayenne) и принадлежащей ему недвижимости в престижных районах молдавской столицы.
Владимир Филат стал первым в истории страны столь высокопоставленным политиком, получившим реальный срок. Члены Либерально-демократической партии Молдавии (ЛДПМ), которую господин Филат создал и до недавнего времени возглавлял, уверены: политика сделали «козлом отпущения», поскольку власти нужно было принести кого-то в жертву после «кражи миллиарда» из банковской системы. «Я понимаю, почему власть не делает процесс открытым. Филату есть что сказать, и если он заговорит, то в тюрьме №13 не хватит места,— заявил зампред ЛДПМ Тудор Делиу.— Давайте признаем, что господина Филата не обвиняют в краже миллиарда. Те, кто на самом деле его украл, находятся на свободе. В то время, когда был похищен миллиард, Минэкономики, Нацбанк, Генпрокуратура, Национальный центр по борьбе с коррупцией — все эти государственные учреждения контролировались демократами, и именно они должны были действовать с учетом происходящего».
Демократы, о которых говорит господин Делиу, были партнерами ЛДПМ по правящей проевропейской коалиции с 2009 года. И одновременно злейшими врагами. Владимир Филат и влиятельный зампред Демпартии, а на деле ее реальный руководитель Владимир Плахотнюк конкурировали за контроль над госинститутами, активами и финансовыми потоками. Побеждал в основном господин Плахотнюк, имеющий неограниченное влияние на перечисленные Тудором Делиу властные институты.
По словам источников “Ъ”, 15 октября 2015 года, когда страну лихорадило после «кражи века», а на улицах митинговала оппозиция, требовавшая наказать руководство госструктур, которые не сумели предотвратить вывод денег, господа Филат и Плахотнюк, чтобы успокоить общественное мнение, договорились отправить в отставку генпрокурора Корнелиу Гурина. Однако господин Гурин не только не ушел, но, придя в парламент, запросил снятия иммунитета с Владимира Филата. После этого ЛДПМ, бывшая некогда влиятельной силой, стала терять людей: из ее фракции побежали депутаты, а избранные по ее спискам мэры и местные советники стали массово уходить из партии. Так у Владимира Плахотнюка не осталось конкурентов в местной политике.
По мнению молдавских экспертов, приговор господину Филату также может быть использован в целях демонстрации недовольным жителям страны и Западу, требующему от Кишинева реформ и борьбы с коррупцией, что власть над исправлением ситуации активно работает.