Иран после санкций
В какое будущее стремится исламская республика? Фоторепортаж Павла Кассина
Об Иране сейчас все говорят, но мало кто его видел. "Огоньку" повезло больше других: из поездки в Иран только что вернулся наш фотокорреспондент. Он увидел страну, которая рвется из международной изоляции в будущее.
Есенин не бывал в Персии, но сочинил знаменитый цикл стихов "Перидские мотивы". О Персии писал Пушкин, также никогда ее не видавший. Это, можно сказать, традиция: про эту страну в России ходит много легенд, далеко не все из которых верны. Да что там в России — в мире по пальцам пересчитать страны, о которых напридумано столько, сколько об Иране. В последнее время эти расхожие представления, к тому же вовсе не романтические: исламские радикалы, террористы, женщины в паранджах — вот главные мифы, которые рассыпаются при соприкосновении с иранской действительностью.
Быстрее всего в Иране рушится миф про женщин. В сегодняшнем Иране, который до победы исламской революции в 1979 году был вполне светской страной, женщины, даже иностранки, обязаны носить так называемый хиджаб, но персиянки своих лиц, как правило, не закрывают. Афганская бурка — балахон, полностью прячущий лицо и фигуру, или традиционная паранджа — халат с сеткой из конского волоса, покрывающий голову: такое здесь встретить можно, но не часто. Хотя, конечно, свободной местную моду не назвать.
Интересно, что в первые месяцы после революции появилась фетва (религиозный эдикт), предписывающая дамам надевать глухую чадру, накидку, закрывавшую все тело и руки. Но работать, да и просто нормально жить в условиях современного города в такой одежде оказалось невозможно. Да и не были иранки столь забитыми, как афганки, чтобы загнать их в глухой балахон. Компромиссом стал "осовремененный" вариант — косынка, скрывающая волосы, брюки-шаровары и длинный то ли халат, то ли плащ. Теперь эта иранская "революционная мода" распространилась и на другие страны, в том числе и на постсоветскую Среднюю Азию, где в последнее время часто можно увидеть иранский вариант хиджаба.
Но, как гласит знаменитая восточная пословица, женщина и на рогах шайтана останется женщиной. Даже в этих хиджабах иранки на улицах не похожи одна на другую: дамские сумочки, в том числе известных марок, туфельки разных видов, косынки, шали, манто — все это не запрещается. И активно используется. На девушках часты яркие кроссовки, из-под халата видны модные джинсы, дополняется это ярким макияжем. Забавно видеть "девушек в черном", разглядывающих витрины, в которых выставлена одежда известных марок.
А перед иранскими мужчинами такой проблемы вообще не стоит: в городах на молодых парнях не так часто увидишь восточную одежду. Говорят, молодежь, причем не только из богатых семей, но и среднего класса, даже организует по домам частные вечеринки клубного типа — для своих. Где можно похвастать модной обновкой.
Иран вообще страна молодая — четверть населения моложе 15 лет. Поэтому все перемены по традиции сначала становятся заметны в молодежной среде — здесь их быстрее улавливают. В свое время именно юные иранцы стали движущей силой исламской революции — это они в 1979-м шли на улицы под лозунгами "Смерть шаху!" и "Смерть Большому Сатане!" (имелись в виду США). Насколько я мог судить по своим разговорам с тегеранскими студентами, тенденция сохранилась: в XXI веке дети тех бунтарей 70-х снова идут с революционными настроениями — они категорически не хотят воевать с Западом и откровенно счастливы отмене санкций, введенных, напомним, Вашингтоном против Тегерана все в том же в 1979-м — после захвата посольства США. Нынешняя молодежь рвется в мир, слушает современную музыку и в курсе всех технических и киноновинок — как в свое время продвинутая молодежь в позднем СССР.
Конечно, в стране остаются и радикалы, муллы по-прежнему задают тон в политике, а в мире немало желающих обвинить Тегеран в поддержке терроризма. Только вот главные террористы в исламском мире давно другие, и как раз в Тегеране их откровенно не жалуют. Иран выступил против "врагов современности номер один" — запрещенной в России группировки ИГИЛ — и оказывает помощь противникам "воинов Халифата". Оно и понятно: игиловцы — представители радикального суннитского ислама — считают Тегеран врагом и намерены воевать с ним так же яростно, как и против "безбожного Запада".