Расходы бюджета отвяжут от инфляции
Минфин оставит госсектор один на один с ростом цен
"Ъ" стали известны первые бюджетные проектировки, которые Минфин использует в ходе "переупаковки" госпрограмм при подготовке бюджета на 2017-2019 годы. До поступления новых вводных планируется номинальное сокращение всех госрасходов до 2019 года, кроме пенсионных, процентных и военных. Сумма федеральных расходов зафиксирована в 15,78 трлн руб. в год — только это позволяет буквально выполнить все требования к бюджету, включая сокращающийся дефицит и ограниченный рост госдолга. При этом без траты ФНБ Минфин, видимо, в бюджетных проектировках не обойдется — в противном случае придется сокращать и номинальные федеральные расходы.
Как стало известно "Ъ", 27 июня глава Минфина Антон Силуанов направил в ведомства в рамках подготовки параметров расходов госпрограмм на 2017-2019 годы параметры предельных ассигнований бюджета на три года. По факту это первые имеющиеся цифры бюджетных проектировок. Минфин предлагает коллегам до появления новых вводных считать, что расходы федерального бюджета в 2017, 2018 и 2019 годах составят 15,787 трлн руб.
Напомним, в законе о бюджете на 2016 год, на который премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ориентироваться при проектировании бюджета (см. "Ъ" от 22 июня), указана другая цифра расходов — 16,1 трлн руб. Однако сохранить расходы на этом же уровне, видимо, невозможно. Бюджет-2016 ориентировался на дефицит в 3% ВВП при цене нефти в $50 за баррель, новый бюджет будет верстаться исходя из $40 за баррель при тех же параметрах дефицита в 2017 году. Минфин планировал добавить к этому сокращение дефицита до 2% ВВП в 2018 году и до 1% ВВП — в 2019-м. При этом финансовое ведомство уже заведомо не может рассчитывать на Резервный фонд. Вчера замминистра финансов Алексей Лавров сообщил бюджетному комитету Совета федерации, что расходование фонда в 2016 году исходя из нынешних цен на нефть и фактического дефицита (первое полугодие — 1,6 трлн руб., 4,4% ВВП) составит не менее 2,6 трлн руб. (на 10-15% больше планового), в связи с чем в Резервном фонде в начале 2017 года останется 900 млрд руб.
В проектировках Минфина по госпрограмме "Управление государственными финансами и регулирование финрынков" на 2017 год указаны расходы в 1,016 трлн руб., на 2018-й — 1,086 трлн руб., на 2019-й — 1,179 трлн руб. Это указывает на ограниченный рост нетто-привлечения госдолга — если бы Минфин принял решение финансировать дефицит бюджета на 2017-2019 годы (примерно 2,5 трлн руб. в год) ростом нетто-заимствования на 1,6 трлн руб. в 2017 году и на 2,5 трлн руб. в 2018-2019 годах, расходы по госпрограмме должны были бы расти вдвое-втрое быстрее. Остается единственный способ, которым Минфин может оперировать в бюджетной конструкции — расходование ФНБ, ранее уже анонсированное Антоном Силуановым. Исходя из проектировок Минфина дополнительный, но умеренный рост госдолга и траты из ФНБ позволят маневрировать между покрытием дефицита из резервов и приватизацией.
Номинальное замораживание федеральных расходов, как и предполагал "Ъ", на практике должно обернуться номинальной стабильностью соцрасходов при сокращении прочих статей. Единственные госпрограммы (ГП), расходы на которые, как предполагается, вырастут, хотя бы и символически — ГП соцподдержки граждан, две ГП по развитию промышленности и уже указанная ГП по госфинансам. Остальные программы будут поедаться не только фактическим уровнем инфляции, но и номинальным сокращением. По сути, частично защищены от инфляции в проектировках Минфина лишь непрограммные пенсионные расходы — 3,352 трлн руб. в 2017 году, 3,52 трлн руб. в 2018-м и 3,67 трлн руб. в 2019 году, причем из цифр можно предположить, что по крайней мере по состоянию на конец июня не предполагается ни новых реформ в пенсионной сфере до 2019 года, ни сверхплановых индексаций выплат. Крупнейшие же сокращения понесут закрытые части госпрограмм: их финансирование снизится с 912 млрд руб. в 2017 году до 773 млрд руб. в 2019-м. Закрытая непрограммная часть расходов сохраняется примерно на уровне 2016 года, расходы на работу всех органов власти — также, кроме судебной власти: на нее они номинально не падают.
Финансирование ГП по развитию Крыма падает вдвое к 2019 году, до 66 млрд руб. Почти такое же резкое сокращение расходов, но уже в 2018 году, ждет госпрограмму по физкультуре и спорту. Сворачивается дальневосточная госпрограмма: в 2017 году на нее предлагается потратить 33 млрд руб., в 2018-м — 12 млрд руб., в 2019-м — 1,5 млрд руб.
Прочие же расходы сокращаются плавно. При реальном сокращении бюджетных расходов к 2019 году инфляционный налог возьмет с бюджетополучателей в несколько раз больше, чем сэкономит Минфин. Впрочем, даже с учетом драконовской жесткости финансового ведомства, оставляющего госведомства и бюджетный сектор один на один с инфляцией, из его расчетов пока не следует возможность достижения дефицита в 1% ВВП в 2019 году. Остается предположить, что цифры Минфина — предварительные, и дальше бюджетные сокращения будут еще более впечатляющими. Тем более что альтернативы этому неочевидны — даже приватизация на 1 трлн руб. в год в 2017-2019 годах решит не так много проблем.