Исследователи нашли захоронение демонтированных скульптур с ВДНХ
С 1959 года они пролежали на свалке
Фрагменты скульптур и декора, сбитые в конце 1950-х годов с ныне утраченного павильона ВДНХ «Животноводство», обнаружили москвоведы, исследователи ВДНХ. Они еще не поставили в известность руководство выставки: «свалка» архитектурных элементов находится вне ее территории, поэтому юридически к ней не относится. Опрошенные “Ъ” эксперты отмечают, что находку еще предстоит оценить специалистам, но она крайне важна из-за того, что на ВДНХ сохранилось лишь около половины скульптур 50-х годов и только 20% декора, некогда украшавшего павильоны.
Частично заваленные землей элементы скульптур, венчавших в 1950-е павильон «Животноводство» (снесен в 1965 году, сейчас на его месте находится построенный в 1967 году павильон «Электрификация»), обнаружил на пустыре недалеко от московского Ботанического сада один из исследователей ВДНХ. По его словам, эти архитектурные элементы демонтировали в 1959 году и вывезли с территории выставки. Комментируя на условиях анонимности свою находку, москвовед отметил, что находящиеся на поверхности «архитектурной свалки» фрагменты из железобетона легко идентифицируются по старым фотографиям: это части четырех скульптур (юноши с бараном, мужчины с быком, и женщин с гусем и свиньей), а также ваз (плетеных корзин), стоявших рядом.
«Все четыре фигуры представляют собой современных людей, молодых людей, не диких пастухов-чабанов. Это тип образованного человека,— описывал скульптуры в своем докладе в январе 1952 года главный скульптор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Александр Пекарев.— Это может быть агроном или высококвалифицированный пастух, который не только занимается игрой на свирели, но он, может быть, даже участвует в работе государственных учреждений».
«Сейчас максимально точно можно узнать фрагменты обеих мужских фигур и женщины-птичницы,— сообщил краевед.— У всех фигур отбиты головы, но они могут находиться здесь же, в грунте. Куски-детали скульптур валяются на достаточно большой площади, часть из них под землей. Нужно огораживать территорию и проводить раскопки». Он сказал, что к руководству ВДНХ по поводу обнаруженного захоронения архитектурных элементов не обращался, так как свалка находится вне границ выставки, а значит, к ней отношения не имеет.
Москвовед признался, что нашел фрагменты скульптур не так давно. Рассказать о них журналистам он решил после того, как весной 2016 года стало известно, что городские автобусы начнут перевозить пассажиров через территорию выставки, следуя от северного выхода станции метро «ВДНХ» до станции «Ботанический сад»: «Возможно, дорогу до “Ботанического сада” в некоторых местах придется расширять, что затронет место, где сейчас находятся части скульптур».
Исследователь советской архитектуры, автор книг по архитектуре ВДНХ и московского метро Александр Зиновьев, который уже посетил место находки, подтвердил “Ъ”, что обнаружены именно части скульптур для павильона «Животноводство»: «Они выполнены в стиле советского классицизма. Если посмотреть на фотографии, мы можем видеть спокойные статные позы, без патетики: спокойствие на лицах, спокойствие в позе, в движении. Это очень узкий момент для советского стиля: он просуществовал всего лишь лет десять, с момента окончания войны в 1945 году». Господин Зиновьев также напомнил, что в 1956 году павильон «Животноводство» был переименован в «Станкостроение» и были демонтированы барельефы животных, украшавших фасадную стену, а в 1959 году стал павильоном «Электрификация»: «Сначала скульптуры не стали трогать, только счистили пышный животноводческий декор. Потом и павильон снесли, он был в плохом состоянии, и построили новый, модернистский».
«К сожалению, на ВДНХ сохранилось не больше половины скульптур того времени. И такие находки позволяют нам советский парадный стиль воскресить, найти утраченные элементы»,— сказал эксперт. Он добавил, что сейчас на выставке осталось «только 20% от того великолепного декора, который видели люди в 1954 году».
Господин Зиновьев напомнил, что в мае 2016 года открылась XV Венецианская архитектурная биеннале, где темой российского павильона стала ВДНХ. Представлены, в частности, копии многих известных скульптур. «Интерес в обществе к этой теме есть, и он явно проснулся в последние годы. Для такой находки сейчас самое время»,— полагает эксперт. Он полагает, что найденные элементы подлежат восстановлению, но «надо привлекать скульпторов и реставраторов», и «они могут стать частью ретроспективной выставки».