Дело об убийстве Бориса Немцова дошло до суда
Генпрокуратура утвердила результаты расследования
Генеральная прокуратура РФ утвердила обвинительное заключение по делу об убийстве Бориса Немцова, совершенном 27 февраля прошлого года. Под суд пойдут предполагаемые исполнители преступления Заур Дадаев и Анзор Губашев и трое их сообщников. Никто из них вины не признает, однако в СКР считают, что по делу собрана убедительная доказательная база.
«Управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации завершено расследование уголовного дела в отношении Заура Дадаева, Шадида Губашева, Анзора Губашева, Темирлана Эскерханова и Хамзата Бахаева, обвиняемых в совершении убийства по найму в составе организованной группы и незаконном приобретении, ношении, перевозке и хранении огнестрельного оружия (п.п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 3 ст. 222 УК РФ)»,— сообщил сегодня официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Как уже сообщал “Ъ”, сразу после убийства Бориса Немцова следователями СКР рассматривались разные версии. В частности, поначалу некоторые из фигурантов расследования заявили, что убийство якобы было совершено в отместку за поддержку Борисом Немцовым журналистов французского еженедельника Charlie Hebdo, опубликовавших карикатуры на пророка Мухаммеда. Однако в итоге следователи выяснили, что это преступление было задумано намного раньше скандальной публикации.
По версии следствия, в конце сентября 2014 года водитель тогдашнего командира батальона полка внутренних войск «Север» Руслана Геремеева Руслан Мухудинов и «иные лица» предложили офицерам этого полка Беслану Шаванову и Зауру Дадаеву, а также их знакомым — двоюродным братьям Анзору и Шадиду Губашевым, Хамзату Бахаеву и Темирлану Эскерханову — за денежное вознаграждение «в сумме не менее 15 млн рублей» совершить убийство Бориса Немцова.
Как говорится в деле, согласившись на это предложение, фигуранты расследования несколько месяцев к нему готовились: приобрели машину, оружие и незарегистрированные мобильные телефоны с такими же «симками», установили за политиком слежку.
Убийство было совершено 27 февраля 2015 года. В тот день, говорится в деле, Заур Дадаев, имевший при себе пистолет калибра 9 мм, с Анзором Губашевым и Бесланом Шавановым приехали на машине к дому Бориса Немцова на Малой Ордынке и стали поджидать жертву. Примерно в 21:45 Борис Немцов направился из дома к ГУМу, и злоумышленники последовали за ним. Обратно к дому политик возвращался вместе со своей знакомой украинкой Анной Дурицкой. По версии следствия, когда Борис Немцов со спутницей шли по Большому Москворецкому мосту, Беслан Шаванов и Анзор Губашев дали сигнал Зауру Дадаеву. В 23:31, говорится в деле, Заур Дадаев, следуя за Борисом Немцовым и Анной Дурицкой по пешеходной дорожке моста, «из имевшегося у него оружия произвел не менее шести выстрелов в Немцова». От полученных ранений политик скончался на месте.
Киллера, считает следствия, с места преступления на машине увезли те же Анзор Губашев и Беслан Шаванов. После чего все трое скрылись, а Руслан Мухудинов, Шадид Губашев, Темирлан Эскерханов, Хамзат Бахаев и иные лица помогли им спрятаться и затем выехать за пределы Московского региона.
Напомню, что уголовное преследование Беслана Шаванова в ноябре 2015 года прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с его смертью при самоподрыве в ходе задержания в городе Грозном.
Заур Дадаев и Анзор Губашев были пойманы через считаные дни после убийства. Сначала они дали признательные показания, но позже отказались от них. Затем задержали и трех их предполагаемых сообщников. Беслан Шаванов подорвался на собственной гранате при попытке силовиков задержать его. Руслан Мухудинов скрылся и был объявлен сначала в федеральный, а затем и международный розыск (дело в отношении его выделено в отдельное производство). Вины никто из пяти фигурантов на сегодняшний день не признает. Однако, отметил господин Маркин, «следствием собрана достаточная доказательственная база, дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу».