Воздушные ворота открылись для исков
Соинвестор белгородского аэропорта подключается к его банкротству
В белгородский арбитраж поступили первые требования кредиторов к АО «Воздушные ворота Белогорья» — одному из юрлиц местного аэропорта, ушедшему под наблюдение в середине июня. Включиться в реестр с 143 млн руб. попытается ООО «Белгородская энергосбытовая компания», якобы предоставлявшее средства на реконструкцию воздушной гавани в 2011–2014 годах. Еще 300 млн руб. компания пытается взыскать с аэропорта по десяти гражданским искам, опасаясь, что вернуть долги ей не удастся.
Заявление «Белгородской энергосбытовой компании» (БЭСК) о включении 143,2 млн руб. требований в реестр кредиторов «Воздушных ворот Белогорья» поступило в региональный арбитраж 23 июня. Оно пока не принято к рассмотрению, говорится в материалах суда. Следующее заседание назначено на 5 октября. БЭСК также пыталась присоединиться в качестве третьего лица без заявления требований к банкротству второго юрлица аэропорта — его оператора АО «Белгородское авиапредприятие» («Белгородавиа»), но в понедельник суд отклонил ходатайство.
Напомним, с заявлениями о несостоятельности обеих компаний в начале мая в суд обратилось ООО «Белгороддорстрой». Как сказано в материалах суда, истец был подрядчиком благоустройства территории аэропорта в 2015 году. За эти работы «Воздушные ворота Белогорья» задолжали ООО около 2,2 млн руб. Часть долга в 1 млн руб. позднее была переведена на «Белгородавиа». В марте 2016 года арбитраж постановил взыскать долги с обоих юрлиц аэропорта. Этого не произошло, и подрядчик подал в суд заявления о признании должников банкротами.
БЭСК за первую неделю июня подала в региональный арбитраж девять гражданских исков о взыскании с «Воздушных ворот Белогорья» более 140 млн руб. Еще одно заявление на взыскание 159,4 млн руб. с «Белгородского авиапредприятия» было подано в конце мая. Во всех десяти делах истец ссылается на договоры займа за 2010-2013 годы. Решений по ним пока не вынесено.
По словам гендиректора сбытовой компании Андрея Жигалова, БЭСК предоставляла заемные средства на реконструкцию комплекса аэропорта (проходила в 2011–2014 годах). Финансирование, по словам управленца, проводилось в рамках проекта региональных властей по привлечению к реконструкции пула частных инвесторов. Проектом занималось ООО «Социальное партнерство», подконтрольное ряду местных бизнесменов. По данным «СПАРК-Интерфакс», «Социальное партнерство» ранее владело 33,5% БЭСК. Экс-гендиректор этой компании Александр Король вчера сказал „Ъ“, что «давно не занимается такими [связанными с аэропортом] вопросами» и не знает, участвовала ли БЭСК в финансировании аэропорта.
«БЭСК занимала средства “Белгородскому авиапредприятию” для реконструкции летного поля и “Воздушным воротам Белогорья” для строительства терминала. Теперь аэропорт сам хочет обанкротиться, чтобы уйти от долгов, в первую очередь от наших», — сказал вчера „Ъ“ Андрей Жигалов. Иск «Белгороддорстроя» он назвал «фикцией»: «Договор на благоустройство территории аэропорта был заключен 20 июля, а 24 июля уже подписали акт выполненных работ на 2,2 млн руб. За четыре дня благоустройство на такую сумму? У нас это вызвало подозрения. А после этого небольшую задолженность разделили на два аффилированных юрлица, и к ним обоим одновременно были поданы иски о банкротстве». Рабочий телефон гендиректора «Белгороддорстроя» Мадата Дарчиняна вчера не отвечал.
Гендиректор «Воздушных ворот Белогорья», «Белгородского авиапредприятия» и «Белгородэнергосбыта» (все три компании контролируются холдингом «Агро-Белогорье» Владимира Зотова) Владимир Тикунов уверен, что процедура наблюдения не может повлиять на деятельность аэропорта. «Ее целью является обеспечение сохранности имущества должника в период исследования платежеспособности, проведение финансового анализа и установление всех имеющихся требований к должнику», — говорится в ответе господина Тикунова на запрос „Ъ“. Вопросы, касающиеся выполненных «Белгороддорстроем» работ и требований инициатора банкротства, в компании предпочли не комментировать.
ООО «Белгородская энергосбытовая компания», по данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрировано в 2009 году в Белгородской области, в 2015-м перерегистрировалось в Брянскую. Равные доли (по 50%) в нем принадлежат кипрским офшорам Vernamo Investments Limited и Moonworld Limited. Последний владеет также 99,5% «Социального партнерства». Чистая прибыль ООО в 2014 году составила 24,8 млн руб. при выручке в 9,4 млрд руб. Более актуальные финпоказатели не раскрывались. Гендиректор Андрей Жигалов пояснил „Ъ“, что перерегистрация была вызвана «невозможными условиями для работы», которые якобы сформировались после получения контроля над аэропортом структурами бизнесмена Владимира Зотова: «Компанию вынудили уйти с регионального рынка при помощи многочисленных проверок контролирующих органов. После того как господин Зотов приобрел “Белгородэнергосбыт” (гарантирующий поставщик электроэнергии в регионе. — „Ъ“), мы были вынуждены перерегистрироваться, уступив свою долю на местном рынке этой компании». Господин Зотов вчера был недоступен для комментариев. В ГК «Агро-Белогорье» сообщили, что их глава в командировке.
Арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев напомнил, что никакие действия должника или кредиторов в рамках дела не могут сами по себе являться первичным признаком преднамеренного банкротства: «Оно определяется только коэффициентами, которые вычисляются при анализе бухгалтерского баланса компании». «Конечно, странно, что якобы успешный аэропорт попадает под наблюдение. Но если кто-то хочет очиститься от долгов, которые на самом деле есть, то в этом нет ничего незаконного, — сказал господин Вышегородцев. — Правда, иногда у нас банкротство принимает уродливые формы “всех обмануть и кинуть”, но сейчас закон не позволяет должнику просто так продать имущество за копейки и никому не платить. Кредиторам нужно устанавливаться, выдавать суду свои отзывы».