«Любые юридические отношения — это просто алгоритм»
Робот поможет отстоять права автомобилистов Лондона и Нью-Йорка
Студент-второкурсник из Стэнфордского университета создал робота-адвоката. Чат-бот помогает отменить штрафы за парковку. Всего робот обработал около 250 тыс. запросов, и больше половины из них удалось успешно оспорить. Бот помогает автомобилистам разобраться в довольно запутанной процедуре подачи апелляции. Теперь разработчик хочет расширить функционал чат-бота и сделать из него полноценного адвоката. Подробности — в материале Светланы Беловой.
Виртуальный юрист работает пока только в двух городах — Лондоне и Нью-Йорке, но в ближайшее время робот освоит нормативные акты еще и Сиэтла. Чат-бот помогает быстро и безошибочно собрать данные о дорожных знаках, разметке, паркоматах в том месте, где припарковался водитель. Программа оценивает ситуацию, сообщает, насколько справедливо был выписан штраф и как его можно оспорить. Жалобу тоже составляет робот. За неполных два года работы чат-бот уже помог вернуть автомобилистам около 4 млн фунтов стерлингов. Эксперты соглашаются, что такие рутинные вопросы, как оспаривание штрафов, действительно может с успехом выполнять машина. Но в России подобная программа работать не будет, отметил эксперт партии «Автомобильная Россия» Сергей Радько.
«Те нарушения, которые есть при составлении постановлений, довольно типичны: есть примерно пять-шесть вариантов, где есть шансы оспорить, можно заполнить соответствующую форму, которая приравнивается к жалобе, и органы рассматривают. Но на самом деле не все так однозначно, потому что пока у нас электронного документооборота в сфере правосудия и административного судопроизводства нет. Закон требует, чтобы жалоба была в письменном виде и была направлена либо по почте, либо предъявлена лично. Поэтому здесь в первую очередь нужно совершенствовать законодательство», — уверен Радько.
Люди уже доверили чат-ботам оплату коммунальных платежей, уроки иностранных языков, консультации по тарифам мобильных операторов и многое другое. Под реальной угрозой оказались даже несколько профессий. Так, например, роботам прочат карьеру операторов колл-центров, ведущих радионовостей и даже адвокатов. Юриспруденция — та отрасль, где нужно держать в памяти огромный объем информации и четко следовать формулировкам документов. Машина с этим справляется гораздо лучше человека, убежден управляющий партнер венчурного фонда GVA Capital Павел Черкашин.
«По большому счету, любые юридические отношения между сторонами — это не больше, чем просто алгоритм, и роботы могут контролировать исполнение этого договора. Здесь не нужны суды, сложные процедуры согласования, армия юристов, которые будут до хрипоты спорить, куда запятую надо было поставить», — пояснил Черкашин «Коммерсантъ FM».
В одном из адвокатских бюро Вашингтона уже взяли на работу робота-адвоката. Он занимается делами, связанными с процедурой банкротства. Чат-бот понимает человеческую речь, быстро ориентируется в текстах законов, дает ссылки на профессиональную литературу, предлагает возможные варианты решения проблемы и приводит аргументы. Главная задача разработчиков искусственного интеллекта — научить робота самообучаться. Программа должна принимать полученную информацию, анализировать и уметь ее использовать. Однако пока программистам не удается объяснить боту, что такое хорошо, а что такое плохо. Несколько месяцев назад сотрудникам компании Microsoft пришлось краснеть из-за своего чат-бота Тэй. Виртуальный собеседник в образе улыбчивой девушки набрался от пользователей бранных слов, антисемитских лозунгов и ненависти к феминисткам. Людям удалось обозлить самого доброго на свете робота всего за сутки. Разработчикам пришлось вычищать словари чат-бота и переписывать алгоритм работы.