Гости, которых никто не ждал
Четвертьфинальную программу закрывает матч сборных Франции и Исландии
В заключительном матче четвертьфинальной программы в воскресенье хозяева чемпионата Европы встретятся с главной его сенсацией. Конечно, исландцам тяжело будет совершить очередное футбольное чудо, но французы все равно переживают за судьбу своей сборной.
Этот четвертьфинал — встреча двух, видимо, самых популярных команд нынешнего чемпионата. За сборную Франции переживает вся страна, которая его принимает. Сборной Исландии, надо полагать, как минимум симпатизируют все остальные. По крайней мере странно, если у кого-то не возникли теплые чувства по отношению к ней по ходу этого первенства.
Но чувства чувствами, а разум подсказывает, что наиболее вероятный сценарий воскресного матча выглядит для исландцев печальным. Ну есть ведь какой-то лимит подвигов для таких команд — симпатичных, самоотверженных, боевитых, но, как ни крути, ограниченных в смысле именно класса, тактических вариантов. Подвигов исландцы и так совершили предостаточно. Подвигом было само попадание на чемпионат Европы — с вышибанием в квалификации голландцев. Им был выход из группы. Им, наконец, был выигрыш у англичан в 1/8 финала. Еще один представляется неким перебором.
Но во Франции перед четвертьфиналом предпочитали не успокаивать болельщиков, а бить в тревожный колокол. L`Equipe, главная спортивная газета страны, предварила его материалом, в котором вспомнила 2004 год. Тогда чемпионат Европы проходил в Португалии, и французская команда, как и сейчас, входила в число безусловных фаворитов. В четвертьфинале ей, команде элитной, в блестящей упаковке, достался скромнейший соперник, замыкающий первую тридцатку рейтинга FIFA. Соперник довольно возрастной, играющий исключительно от обороны и, хотя в его футболе уже обнаруживались несомненные достоинства, представлявшийся вариантом все-таки проходным. Французы проиграли — 0:1, а проходной соперник спустя несколько дней, одолев с таким же счетом хозяев турнира, португальцев, взял золото чемпионата, надолго превратившись в пример того, что и в современном футболе, где все изучены вдоль и поперек, возможны грандиозные неожиданности.
Эта исландская сборная здорово похожа на греческую образца 2004 года. Она из той же рейтинговой ниши — 34-я в мире. У нее тот же средний возраст — 27 с небольшим лет. Она тоже играет от обороны. Она тоже чрезвычайно эффективно атакует — пятая часть ее ударов по воротам на Евро приводит к голам (во встрече с англичанами процент был даже выше — два гола на восемь попыток). "Новая Греция" — так называет исландцев L`Equipe, предупреждая об опасности.
Опасность исходит и от игры французов. Про предыдущий матч исландцев справедливо говорить, что им во многом помогли статусные оппоненты, которые на чемпионате Европы в принципе играли так себе. Так вот, сборная Франции в этом смысле вряд ли превосходит англичан на голову.
Ее дорога к четвертьфиналу, с одной стороны, вроде бы довольно гладкая — три победы в четырех матчах при одной ничьей, а с другой — на красную ковровую дорожку, заботливо выстеленную на лестнице к неминуемому подиуму, совершенно не тянет. Не было встреч, в которых французы не мучились. Мучились они в группе — с румынами, со швейцарцами, с албанцами. С ирландцами в 1/8 финала провалили первый тайм, и хорошо, что Антуан Гризман вовремя проснулся во втором. Иначе, кажется, абсолютно невыразительной сборной Ирландии удалось бы затянуть хозяев в сложную концовку, а то и в овертайм.
И еще штришок. В воскресном матче у французов не примут участия два игрока — Адиль Рами и Н`Голо Канте. Потери в действительности серьезные. Рами — центральный защитник, а центр обороны — это хорошо известно — наиболее уязвимое звено французской схемы из-за других потерь, понесенных еще до чемпионата. Канте — опорник, оборону разгружавший. Встречный, что ли, аргумент сводится к тому, что большую часть матча французы проведут, скорее всего, на чужой половине — так, может, опорники и защитники им не очень-то и нужны?
Ну а вдруг все же нужны? По крайней мере представить, что сборная Исландии, уже преодолев несколько гигантских по ее меркам барьеров, ни с того ни с сего потеряет кураж и остроту клыков, так же сложно, как представить какого-нибудь не живущего во Франции болельщика, не испытывающего по отношению к суровому острову теплых чувств.