«Если ничего не делать, отношения между странами не наладятся»
Александр Шенкман
Светский обозреватель “Ъ” Евгения Милова поговорила с председателем совета директоров Amedia TV о новом музыкальном конкурсе в Юрмале, заменившем «Новую волну», спектакле с Робертом Уилсоном и Михаилом Барышниковым и миллиардерском кружке на берегу Балтийского моря.
Много лет подряд конкурс молодых исполнителей поп-музыки «Новая волна» собирал на Рижском взморье не только любителей поп-музыки и молодых исполнителей. Аномальным образом в Юрмале собирался такой состав «капитанов бизнеса», постоянных резидентов списков Forbes разных стран, что из этого мог бы получиться не последний экономический форум. Впрочем, гости города предпочитали быть просто туристами и если обсуждали дела, то только на традиционном дружеском обеде Александра Раппопорта, за котлетками из кальмаров. После того как летом 2014 года, когда Латвия объявила нежелательными для себя персонами певицу Валерию, Олега Газманова и Иосифа Кобзона, конкурс во главе с Игорем Крутым переехал в Сочи. Молодые и не очень исполнители приняли ситуацию спокойно, но не миллиардерский кружок. Все-таки проветриваться под соснами на Балтийском побережье — это совсем не то же самое, что тестировать сочинские хинкальные. Постоянный соорганизатор «Новой волны», бизнесмен Александр Шенкман рассказал “Ъ-Lifestyle”, какой фестиваль он теперь делает вместе с Лаймой Вайкуле и какой спектакль — с Робертом Уилсоном и Михаилом Барышниковым. Похоже, чтобы просто не разбивать компанию.
— Со дня основания вы возглавляли оргкомитет конкурса «Новая волна». А сейчас делаете свой отдельный фестиваль в Юрмале, оставшись без продюсерской мощи Игоря Крутого и его компании АРС. Вы считаете это возможным и настолько необходимым?
— В прошлом году Лайма (Вайкуле. — “Ъ”) сделала свой двухдневный фестиваль. Это было хорошо. Первый день был посвящен латышской музыке, а второй день был российским, но с минимальным количеством исполнителей. Это было в прошлом году, Юрмала пережила легкий кризис в связи с уходом российских мероприятий и туристов. Там не принято об этом говорить. Конечно, российские туристы были замещены скандинавскими и другими, но оказалось, те не готовы тратить столько же денег. В итоге мэр Юрмалы, уже немного зараженный вирусом наших мероприятий, обратился ко мне с просьбой. Он хотел, чтобы в городе происходило что-то серьезное, чтобы приезжали важные люди. Мы с Лаймой, как давние друзья, решили, что ее маленькое «Рандеву» может стать по-настоящему международным фестивалем. Это уже не просто сборные концерты. Фестиваль и сборный концерт сильно отличаются.
— Например? С «Новой волной» это понятно — конкурсная составляющая, которая захватывает зрителей, даже если изначально они прилетели просто послушать Лепса.
— Повторять конкурс, естественно, никто не думает. «Рандеву» — это просто фестиваль популярной музыки. Сюда приезжают все друзья Лаймы, которых она лично приглашает к себе в гости, в Юрмалу. Фестиваль отличается от сборных концертов тем, что есть жизнь вокруг, которая не заканчивается на выходе из концертного зала. Естественно, мы будем проводить афтепати. В двух лучших, самых популярных ресторанах Юрмалы — небезызвестной «36-й линии» и ресторане Laivas, совладельцем которого является мой близкий друг Александр Раппопорт. Будет еще программа в самых модных городских ночных клубах. Мы не успеем в этом году сделать все, что задумано. Например, спортивные мероприятия, которые всегда хороши для города-курорта: теннисные и гольф-турниры, пляжный футбол. Сейчас нам главное сделать все так, чтобы это понравилось зрителям и телевидению, чтобы нас хотели смотреть и показывать. Кстати, уже в этом году нас будут показывать 11 телеканалов в разных странах мира.
— Есть ли Россия среди этих стран?
— Россия, конечно, есть. Нет ни одного федерального канала, но мы на это и не надеялись, понимая всю общую политическую ситуацию. Но кабельное телевидение — несколько каналов — нас будет показывать: Music Box, Amedia, RTVi, ведущие каналы Казахстана, Украины, Израиля, все прибалтийские каналы. Аудитория будет достаточно широкая, больше 100 млн человек. И я уверен, это будет качественный продукт. Лайма как идеолог, художественный руководитель и главный режиссер этим занимается серьезно и ответственно. Думаю, все, что она в жизни накопила, мы увидим 5–8 июля. Будет ряд интересных дуэтов, будут премьеры. Она в постоянном контакте со всеми артистами. Выделю среди них Григория Лепса, Елену Ваенгу, Хиблу Герзмаву.
— Когда начнется фестиваль, почти неизбежно появятся публикации о том, что какие-то российские артисты продались Евросоюзу, Латвии и так далее. Каким будет ваш ответ на такого рода выпады?
— У людей, которые будут это писать, есть свои доводы и аргументы. Однако в этом году подписано соглашение о сотрудничестве в сфере культуры между Россией и Латвией. Если ничего не делать, никогда отношения между странами не наладятся. Я считаю, установление отношений через культурные проекты — это самый естественный путь снова стать друзьями.
— Вы много лет с комфортом для себя, насколько я понимаю, передавали представительские функции Игорю Крутому, Алле Пугачевой и даже Раймонду Паулсу, оставаясь при этом в тени. Сейчас в этом смысле что-то меняется или вы все равно предпочитаете ставить Лайму Вайкуле на огневую линию пиара?
— За те 14 лет, что мы были партнерами с Игорем, у нас сложились достаточно близкие, доверительные отношения, и каждый выполнял свою задачу. И мне было комфортно на том месте, на котором я находился, потому что я не артист, я предприниматель в первую очередь. Правда, ни «Новая волна», ни фестиваль «Рандеву» в Юрмале — это не бизнес, скорее, социальные проекты, важные для меня, потому что я родился в Риге.
— Расскажите о своем бизнесе.
— Как у любого предпринимателя, у меня есть проекты, которые требуют маркетинга, пиара и озвучания, а есть проекты, которые любят тишину. Есть вещи, о которых я с удовольствием могу вам рассказать, а есть вещи, о которых я не хотел бы упоминать. Основное время я провожу в Москве. Здесь живет моя семья, поэтому, определенные виды бизнеса связаны с Россией. Один из них — Amedia TV: четыре кабельных телеканала и онлайн-сервис Amediateka, о котором уже знают любители качественных телевизионных фильмов. Еще один проект, о котором хочется говорить, — это новый спектакль Роберта Уилсона «Письмо человеку» с Михаилом Барышниковым в главной роли. Показы пройдут в Риге 3–7 августа.
— Предыдущая постановка с Михаилом Барышниковым в главной роли вызвала изрядный ажиотаж и в Риге, и в Москве. Хотите повторить?
— Учитывая опыт предыдущего спектакля, мы не все билеты сразу cбросили в продажу, оставили определенный резерв, который постепенно выбрасываем в онлайн-кассы, чтобы отбить спекулянтов. Поэтому с билетами проблем нет. Хотя основное их количество уже продано. Есть ложи в продаже — можно посмотреть на великого артиста в комфорте.
— Постановка «Барышников/Бродский» была осуществлена на средства основателя Musa Motors Бориса Тетерева, и вы не имели к этому отношения. Сейчас он не имеет отношения к спектаклю «Письмо человеку». Он не обиделся?
— Вы знаете, это мой старинный друг, но я у него не спрашивал. Все это получилось тоже случайно и не случайно. У меня сложились прекрасные отношения с Андрейсом Жагарсом, бывшим директором Латвийской национальной оперы, совместно с которым мы и осуществляем этот проект. В последнее время хочется быть ближе к классике. Быть может, с возрастом интересы меняются. Это будет серьезный спектакль, мы привозим 14 инженеров из Милана, которые построят очень сложные конструкции. Это совершенно другой уровень в сравнении с тем, что было в «Бродском».
— А каковы ваши собственные предпочтения в музыке?
— В машине я слушаю только джаз.
— Говорят, Михаил Фридман делает собственный джазовый фестиваль в Юрмале. Это правда?
— Не совсем так. Во-первых, мысли Михаила Фридмана о каком-то мероприятии в Латвии — это наши совместные мысли. Мы уже давно обсуждаем, что бы такое интересное сделать в Латвии. Но не джазовый фестиваль, потому что у него проводится прекрасный фестиваль во Львове. Это фестиваль скорее оперы и балета, современного танца, современной музыки и, может быть, современного искусства. Этот проект находится в стадии обсуждения. И как раз спектакль Уилсона и Барышникова — это такой предварительный результат этого обсуждения. Может быть, в следующем году мы сделаем что-то более серьезное, но это зависит от очень многих факторов. Ведь тогда предстоит серьезная работа в течение всего года, чтобы мы могли конкурировать с европейскими фестивальными брендами, существующими десятки и сотни лет. Необходимо искать свою нишу, очень точно выверять концепцию. Кроме того, это очень серьезный бюджет, в котором не может участвовать лишь один бизнесмен.
— На «Новую волну» всегда приезжало необъяснимо много резидентов списка Forbes, хотя далеко не все из них любят российскую поп-музыку. Чем объясняются их визиты? Может, недвижимость тут?
— Нет, совершенно точно у Михаила Фридмана, Давида Якобашвили, Леонарда Блаватника, Рената Ахметова, Александра Машкевича или Романа Абрамовича никакой недвижимости тут нет. У них достаточно недвижимости и в других странах, и покупать что-то в Юрмале, чтобы приехать на несколько дней раз в году, неразумно. А они все люди очень разумные. Почему они приезжали? Им было комфортно. В какой бы город ты ни приезжал, ты видишь его глазами человека, который тебя принимает. Тех, кого мы назвали, приглашали лично я и Игорь Крутой. Естественно, они знали, что мы берем на себя определенную ответственность, создание тех условий, которые как минимум не будут их раздражать. Потому что удивить их невозможно. Приходилось создавать новую инфраструктуру на семь дней в Юрмале для принятия таких уважаемых людей. Каждая деталь была продумана с момента прилета частного самолета: как человек выходит, что происходит, когда он поставил ногу на землю, что он делает каждую минуту, как у него организован досуг.
— Вы разошлете приглашения в этом году?
— Да, но не так много, как обычно. Потому что это проба сил. И все-таки мы поздно очень начали, буквально два месяца назад.
— Но с их стороны был запрос: верните нам наш фестиваль, мы его любим?
— Ультиматума не было. Просто им было хорошо. У нас сейчас задача сделать хороший фестиваль, от которого люди получали бы удовольствие. Как жители Латвии, так и гости. А что из этого получится — это творческий процесс. Очень много компонентов должно совпасть.
— Состоится ли в этом году такое важное юрмальское мероприятие, как дружеский обед Александра Раппопорта?
— Надеюсь, что да! Тем более есть место — его Laivas. Ну как может быть без обеда? Другой вопрос, сохранит он концепцию своего обеда или что-то новое придумает. Но это у него надо будет спросить.