Камеры докричались
Представители ФСИН заявили о смене руководства женского СИЗО в Москве
Правозащитники добились смены руководства в единственном женском СИЗО Москвы. В четверг столичное управление ФСИН признало обоснованность многочисленных жалоб со стороны Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) на ситуацию в СИЗО-6: ведомство пообещало разгрузить переполненные камеры, снизить цены в тюремном магазине и сменить руководство изолятора Алексея Обухова. Сами общественники признают, что ситуация несколько улучшилась, но утверждают, что системные проблемы остаются нерешенными.
Об увольнении руководителя СИЗО-6 в четверг сообщил замдиректора ФСИН Валерий Максименко на заседании президентского Совета по правам человека. Накануне ведомство на специальной пресс-конференции представило результаты «детальной проверки» работы единственного в Москве женского СИЗО. Как подчеркнули во ФСИН, ревизия была проведена после многочисленных публикаций об условиях содержания подозреваемых. В частности, “Ъ” сообщал о постоянной переполненности изолятора. В мае в некоторых камерах содержалось более чем по 50 женщин, притом что в каждой из них предусмотрено лишь 41 спальное место. «Девчонки под скамейками спят, из-под стола по утрам вылезают,— сообщала “Ъ” сотрудник ОНК Анна Каретникова.— Беременная девушка на сломанной раскладушке спит. Камеры криком кричат». Правозащитники отмечали, что администрация СИЗО полностью игнорирует жалобы заключенных и только ухудшает условия их содержания. Заключенные жаловались членам ОНК на внезапный запрет посылать в передачах зелень, молочную продукцию и даже средства гигиены. Правозащитники отмечали, что часть этих товаров можно купить в магазине при СИЗО, но по явно завышенным ценам (см. “Ъ” от 4 мая).
На вчерашней встрече Валерий Максименко поблагодарил правозащитников, заявив, что их работа помогает ФСИН выявлять нарушения, допущенные сотрудниками службы. Он пообещал, что ситуация в СИЗО-6 улучшится в ближайшие дни. Так, проблема переполненности камер будет решена переводом части заключенных — кроме женщин, в СИЗО-6 содержатся также мужчины—бывшие сотрудники правоохранительных органов. Теперь их отправят в другие изоляторы, а в освободившиеся камеры переведут женщин. Еще один заместитель директора ФСИН, Олег Коршунов, пообещал в течение двух-трех недель как минимум «добавить в камеры по один-два туалета, а также еще один душ в каждую камеру». Также ФСИН обещает закупить дополнительно 50 холодильников и поставить их в каждую камеру женского СИЗО.
Говоря о высокой стоимости товаров в ведомственных магазинах, представители ФСИН пообещали «привязать» «все цены к ценам в компании “Утконос”, которая поставляет такого же плана продукты». Кроме того, господин Коршунов пообещал разрешить передавать заключенным фрукты и овощи, которые ранее были у ведомства в стоп-листе.
Сотрудник ОНК Москвы Анна Каретникова в четверг вновь посетила СИЗО-6. Как она рассказала “Ъ”, сотрудники учреждения ничего не знают о смене руководства: «Да и врио начальника изолятора Алексей Обухов не выглядит обеспокоенным». Госпожа Каретникова подчеркнула, что из сообщения ФСИН до сих пор непонятно, кого именно собираются уволить: «Официально главой женского СИЗО числится Татьяна Кириллова, но она тяжело болеет, и ее обязанности уже давно исполняет врио Алексей Обухов. Именно при нем в СИЗО-6 начались такие серьезные проблемы, и будет несправедливо, если их теперь повесят на Кириллову».
Анна Каретникова подтвердила, что из СИЗО-6 уже перевели 110 заключенных-мужчин, однако еще 160 бывших сотрудников правоохранительной системы остаются в изоляторе. «Да, самые проблемные камеры разгрузили после наших многочисленных обращений,— сказала она.— Но как только мы сегодня прошлись по изолятору другим маршрутом, то сразу наткнулись на камеру, где на шесть женщин больше положенного. Там только две раскладушки, так что четыре женщины вынуждены спать на полу». По оценке госпожи Каретниковой, сейчас перелимит в женском СИЗО достигает 40%. «Питание действительно стало получше,— перечисляет правозащитница.— А вот посылки из тюремного магазина доставляют с задержкой в две недели».
Член ОНК признала, что во многом ситуация в СИЗО-6 является следствием системных проблем ФСИН и судебной системы. «Но и от начальства на местах многое зависит,— подчеркнула она.— К сожалению, у администрации СИЗО-6 уже замылился взгляд: там искренне считали, что это нормально, когда заключенные спят на полу и моются раз в неделю. Нельзя было настолько запускать ситуацию в изоляторе».