Россия переходит на "Евро-5"
Продажи бензина более низких классов с 1 июля запрещены
C сегодняшнего дня в России можно продавать только бензин "Евро-5". В Минэнерго заявили, что производители готовы к полному переходу на "Евро-5" и дефицита топлива не ожидается, с чем согласны и эксперты. Переход на "Евро-5" проходит в достаточно комфортной обстановке не только из-за значительных усилий нефтяных компаний по модернизации НПЗ, но и из-за замедления спроса на бензин в последние два года.
С 1 июля в России запрещена продажа автомобильного бензина классом ниже "Евро-5", аналогичный запрет для дизельного топлива действует с начала года. Хотя первоначально такие сроки предполагались и для бензина, обсуждение этого вопроса вызвало споры в правительстве, недовольном отставанием нефтекомпаний от графика модернизации НПЗ и опасавшемся возникновения дефицита на рынке. Больше всего опасений было у Минэнерго, которое летом прошлого года предложило продлить выпуск "Евро-4" и оценивало нехватку бензина из-за запрета "Евро-4" в 2-4 млн тонн. Опасаясь существенного роста цен на топливо, за продление сроков реализации "Евро-4" выступила и ФАС. Но в феврале текущего года на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято окончательное решение о запрете продаж топлива классом ниже "Евро-5" (см. "Ъ" от 18 февраля).
В Минэнерго "Ъ" вчера сообщили, что все крупнейшие производители готовы выпускать для внутреннего рынка исключительно "Евро-5". Однако компаниям не запрещено продавать бензин других классов — например, на среднеазиатский рынок. По словам источников "Ъ" на рынке, у "Роснефти", более других отстающей от графика модернизации НПЗ, проблем с производством "Евро-5" быть не должно. По мнению Михаила Турукалова из "Аналитики товарных рынков", крупнейшие производители действительно готовы к выпуску автобензина класса 5, и на рынок новое регулирование не повлияет. В настоящее время переход на производство бензина класса 5 завершает НПЗ ТАИФ-НК.
По данным Минэнерго, производство бензина "Евро-5" за пять месяцев выросло на 15,1%, до 14,9 млн тонн, а выпуск "Евро-4" составил всего 600 тыс. тонн. За 2016 год ведомство ожидает рост выпуска топлива "Евро-5" на 12,8%, до 37,4 млн тонн. При этом в Минэнерго констатируют, что нефтекомпании накопили достаточные резервы бензина в преддверии высокого спроса летом. Инвестиции в нефтепереработку по четырехсторонним соглашениям нефтяных компаний с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом составят в этом году 235,7 млрд руб.
Впрочем, по мнению собеседников "Ъ" на рынке, планам правительства существенно помогло замедление экономики и соответственно снижение спроса на бензин. Еще пару лет назад прогнозы Минэнерго на основе тренда предыдущих лет предполагали, что в этом году спрос составит более 39 млн тонн, что существенно превышает текущие возможности по выпуску бензина "Евро-5". На деле, однако, рынок бензина сейчас впервые в своей истории близок к профициту, что заставляет нефтяные компании искать способы увеличения продаж. Так, в последний год усилилась кампания по борьбе с контрафактным топливом. В частности, вчера Ростехнадзор сообщил, что по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича проведет внеплановые проверки НПЗ, "которые не обеспечивают выработку товарных нефтепродуктов, но осуществляют экспортные поставки темных нефтепродуктов".