В Москве оценили иранскую «Дочь»
Михаил Трофименков об итогах ММКФ
Сегодня вечером были объявлены победители 38-го Московского международного кинофестиваля. Главный приз — «Золотого Георгия» — получил фильм иранца Резы Миркарими «Дочь». «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль вдобавок удостоился Фархад Аслани, сыгравший отца заглавной героини. МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ счел распределение наград вполне предсказуемым и вполне «берлинским». В том смысле, что ММКФ приблизился к матрице Берлинского международного кинофестиваля, согласно которой призы получают прежде всего благородные чувства режиссеров-конкурсантов.
Реза Миркарими выиграл главный московский приз уже во второй раз. Восемь лет назад «Золотого Георгия» удостоился его фильм «Проще простого», хроника одного обычного дня из жизни обычной иранской женщины. Иранское кино — верный фестивальный козырь. Оно остается в международной моде беспрецедентно долго: свыше четверти века. Оно идеально отработало механизм непростого в условиях жесткой цензуры рассказа о чувствах своих немудреных героев. Оно воспринимается не только как национальная киношкола, но и как опыт метаязыка нюансов и недомолвок, улыбок и скорбно дрожащих губ. «Дочь» — своего рода феминистический манифест по-ирански. Скромный бунт героини, отправившейся провожать эмигрирующую из Ирана подругу вопреки воле отца, кажется метафорой самого иранского общества.
Специального приза жюри, возглавляемого болгарским режиссером Ивайло Христовым, удостоилась еще одна как бы семейная драма, в которой политика заявляет о себе уже не недомолвками и намеками, а во весь голос. «Поющие башмаки» болгарина Радослава Спасова — трагедия (а отчасти трагикомедия) известного композитора, на склоне лет обнаруживающего, что всю свою жизнь он находился не столько под каблуком жены, модной певицы, сколько под пятой госбезопасности, к сотрудничеству с которой его любимая была принуждена еще в незапамятные сталинские времена.
Лучшим режиссером жюри основного конкурса (как и жюри российской кинокритики) признало фильм датчанки Пук Грастен «37». Вынесенное в заглавие число — это количество обитателей одного бруклинского дома, которые в 1964 году были (возможно, не сознавая этого) свидетелями нашумевшего изнасилования и убийства юной Китти Дженовезе. Лучшей актрисой названа Тереса Мальвар, сыгравшая в драме о филиппинских беспризорниках «Пелена» Рахстона Джовера. Филиппинское кино в последние годы вообще выдвигается на интернациональную авансцену.
В документальном конкурсе победил фильм Черо Юна «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи». Вопреки ожиданиям, этот фильм — трагедия женщины, ставшей жертвой не северокорейской системы, а вполне капиталистических отношений, развивающихся в теневой зоне вокруг последнего оплота твердокаменного большевизма в его восточном изводе.