Российская экологическая партия "Зеленые"
"Власть" продолжает серию публикаций о возможных участниках выборов-2016
"Здоровый человек, счастливая семья, процветающая Россия!"
Основана в 1993 году как конструктивно-экологическое движение "Кедр".
Лидер — председатель партии Анатолий Панфилов.
Сеть — отделения в 74 регионах.
Представительство — 4 депутата в региональных парламентах (Ярославская область, Кабардино-Балкария, Башкирия).
Основание для беспрепятственного доступа на выборы — фракция в парламенте Кабардино-Балкарии.
Известные личности, состоявшие или состоящие в партии (включая "Кедр"): Леонид Якубович, Александр Лебедев, Иван Охлобыстин, Иван Силаев, Геннадий Онищенко, Олег Митволь.Зеленые родились в сентябре 1993 года под названием "Конструктивно-экологическое движение России "Кедр"". На его базе в ноябре 1994-го в Екатеринбурге была образована экологическая партия России "Кедр". Несмотря на зеленую направленность, она долгое время считалась партией бюрократов, ее называли партией Санэпидемнадзора. Объяснялось это тем, что у истоков движения стояли, в частности, главный государственный санитарный врач РФ Евгений Беляев, его заместитель Геннадий Онищенко и министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Виктор Данилов-Данильян. Неизменным председателем структуры был и остается Анатолий Панфилов, который до того работал на Московском телевизионном заводе и на предприятиях ВПК, а также в начале 1990-х годов был председателем правления компании "Иглор". К этому периоду относится единственный успех партии на выборах в Госдуму: она смогла провести в первый созыв парламента одного депутата по одномандатному округу от Челябинской области. Об этом до сих пор с гордостью сообщается на ее сайте.
От близости с властью партия никогда не отказывалась, оппозиционной ее за всю историю существования назвать было нельзя. В образованном в июне 1996 года указом Бориса Ельцина политическом консультативном совете (ПКС) при президенте "Кедр" получил два места, а Анатолий Панфилов стал в ПКС председателем палаты по экологии и природным ресурсам. С начала региональных выборов 1996 года партия вошла в пропрезидентский Общественный координационный совет (ОКС).
В том же 1996-м "Кедр" взял под свое крыло председатель правления Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев, результатом чего стало соглашение партии с банком о сотрудничестве и пост заместителя председателя для Лебедева (до 1999 года).
Желание быть где-нибудь рядом с властью порой доводило партию до анекдотов. Так случилось, например, в 2000 году, когда ее председатель решил попробовать себя на президентских выборах. "Путин — лучшая кандидатура, хоть и последователь Ельцина",— заявил кандидат в президенты Панфилов перед выборами, уточнив, что будущий президент лучше его "во всем" и "бороться бесполезно".
В 2002 году партия пережила очередное перерождение, пройдя перерегистрацию под названием "Зеленые". Ее позиция от этого не поменялась: перед выборами в Госдуму 2003-го Панфилов назвал созданную к тому моменту "Единую Россию" "возможными союзниками". Правда, на выборах это зеленым не сильно помогло. Не лучше прошли и выборы в 2007 году: подписи зеленых забраковал Центризбирком. На их лояльность это, однако, не повлияло: на том же съезде, где подводились итоги думских выборов, партийцы поддержали первого вице-премьера Дмитрия Медведева в качестве кандидата на президентских выборах. "Мы себя считаем частью команды Владимира Путина, и решение о выдвижении Дмитрия Медведева мы поддерживаем,— заявил Анатолий Панфилов.— Мы выступаем за преемственность курса". В этот раз он не стал выдвигать себя, признав, что сбор 2 млн подписей — "технически нерешаемая задача".
В октябре 2008 года было объявлено о том, что зеленые решили влиться в "Справедливую Россию", которая позиционировалась как вторая партия власти. "Весь тот потенциал, которым обладают зеленые, будет востребован справороссами, и ничего не останется на обочине",— заявил тогда лидер фракции "Справедливой России" в Госдуме Николай Левичев. Сама партия была переформирована в движение, чтобы ее члены смогли войти в "Справедливую Россию", но Панфилов остался его руководителем. В 2009 году его ввели в центральный совет (ЦС) "Справедливой России".
Однако в 2012-м благодаря либерализации Дмитрием Медведевым партийного законодательства зеленые решили снова отправиться в самостоятельное плавание. Хотя Панфилов и утверждал, что партия не собирается "ни с кем рвать связи", расстались зеленые со "Справедливой Россией" прохладно. Например, член президиума ЦС "Справедливой России" депутат Госдумы Геннадий Гудков, который сам тогда еще не был в опале, заявил, что если зеленые выйдут из партии, то "отряд не заметит потери бойца", потому что "известных экологов там нет".
Первым шагом новой старой партии стала поддержка кандидата в президенты Владимира Путина, а также выдвижение на пост мэра Химок Антона Гусенкова, который был воспринят как спойлер оппозиционера Евгении Чириковой, боровшейся за Химкинский лес. "Мы настроены конструктивно",— в очередной раз заявил Панфилов, не исключив поддержки единоросса Олега Шахова.
Конструктивность принесла некоторый успех партии в 2014 году, когда зеленые получили льготу для участия в выборах Госдумы без сбора подписей благодаря созданию фракции по итогам выборов в парламент Кабардино-Балкарии. Панфилов объяснил это тем, что партия имела в республике сильное отделение. "Кроме того, мы поддержали нового главу региона Юрия Кокова",— добавил он.
Однако велика вероятность того, что льгота останется просто приятной мелочью — заметных лиц у зеленых нет, если не считать экс-префекта Северного административного округа Москвы Олега Митволя. К тому же Анатолий Панфилов в марте обозначил главную проблему предстоящих выборов. "Деньги — проблема. Их нет",— сказал он, признав, что "партия без бюджета ни на какую победу рассчитывать не может". "Я бы не назвал нашу кампанию провальной, она получилась такой, какой получилась",— заявил он в 2007 году, подводя итоги думских выборов, до которых партия не добралась. Не исключено, что эту фразу ему придется произнести и в этот раз. Впрочем, зеленые вряд ли останутся совсем невостребованными: лояльная партия на фланге зеленых власти по-прежнему может пригодиться.