Озоновая дыра становится меньше
из-за снижения выброса веществ, содержащих хлор
Согласно наблюдениям ученых из Массачусетского технологического института, озоновая дыра над Антарктидой стала уменьшаться. По мнению исследователей, это связано с прекращением производства хлорфторуглеродов, способствующих разрушению озонового слоя. Правда, озоновый слой не сможет полностью восстановиться ранее 2050–2060 годов, кроме того, некоторые ученые не считают достаточными доказательства уменьшения озоновой дыры.
В четверг группа ученых Массачусетского технологического института (MIT) опубликовала в журнале Science статью, в которой говорится, что озоновая дыра над Антарктидой начала затягиваться. Согласно исследованию, наблюдения и модельные расчеты показывают, что началось восстановление озонового слоя над Антарктидой. Это проявляется в нарастании слоя, повышении концентрации озона в вертикальном срезе и уменьшении площади озоновой дыры. По мнению авторов исследования, заживление озоновой дыры не в последнюю очередь связано с прекращением производства хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой,— их производство было запрещено в соответствии с Монреальским протоколом 1987 года. В то же время некоторые факторы, в том числе извержения вулканов, препятствуют уменьшению озоновой дыры — так, в октябре прошлого года она выросла после извержения чилийского вулкана Кальбуко.
«Если использовать медицинские аналогии, сначала пациенту становится все хуже и хуже, потом его состояние стабилизируется, а теперь, и это не может не обнадеживать, ему становится лучше»,— заявила главный автор исследования Сюзанн Соломон. Госпожа Соломон и ее коллеги измеряли объемы озона в атмосфере в период с 2000 по 2015 год. По их данным, размеры озоновой дыры уменьшились за этот период на 4 млн кв. км, что сопоставимо с площадью Индии. Причем половина этого уменьшения связана с сокращением содержания в атмосфере хлора. «Несмотря на то что все страны, включая Китай и Индию, прекратили производство хлорфторуглеродов в 2000-е годы, в атмосфере еще остается довольно много хлора. Его время жизни — 50–100 лет, поэтому он начинает медленно распадаться и озоновый слой медленно восстанавливается. Мы не ожидаем полного восстановления ранее 2050–2060 годов, но видим, что в сентябре озоновая дыра стала меньше»,— заявила госпожа Соломон.
Впервые проблема озоновой дыры была поставлена в 1980-е годы — тогда ученые заметили, что толщина озонового слоя над Антарктидой значительно уменьшилась. После этого мировое сообщество приняло несколько конвенций, призванных защитить озоновый слой. Основные из них — Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года и Монреальский протокол к ней 1987 года. Конвенция и протокол ограничивали производство некоторых химических веществ, по мнению ученых, способствующих росту озоновой дыры.
Исследование было по-разному встречено в ученом сообществе. Некоторые сочли, что оно имеет «историческое значение». Так, Маркус Рекс из немецкого Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера сообщил: «Это первое убедительное доказательство того, что затягивание антарктической озоновой дыры началось. Сейчас состояние озонового слоя остается по-прежнему плохим, но важно то, что мы видим результаты работы Монреальской конвенции, это большой шаг вперед».
Другие исследователи не столь оптимистичны, полагая, что в статье нет достаточных доказательств сокращения размеров «озоновой дыры». «Данные ясно показывают значительные колебания от года к году, которые намного больше, чем предполагаемые тенденции из этой статьи»,— заявил Пол Ньюман из американского Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА). Старший научный сотрудник Института физики атмосферы РАН, член Международной озонной комиссии Александр Груздев в разговоре с “Ъ” заявил, что нельзя быть абсолютно уверенным, что сокращение степени утончения озонового слоя произошло именно из-за снижения концентрации химических веществ: «Нужны очень длительные наблюдения и дополнительные подтверждения. Год от года все сильно изменяется, как в Северном, так и в Южном полушарии, важна долговременная тенденция». Он объяснил, что на содержание озона влияют не только химические процессы, но и динамические процессы — «перенос озона в результате глобальной циркуляции»: «Крайне сложно разделить вклад чисто химический, связанный с конкретным веществом, и динамический. Экспериментальным путем это трудно выявить, для интерпретации таких процессов используют сложные численные модели, которые в целом тоже не идеальны».
При этом эксперт подтвердил, что данные по концентрации озоноразрушающих веществ (хлорфторуглероды) в стратосфере (на высоте от 11 до 50 км) в течение более 10 лет показывали либо ее снижение, либо замедление роста таких веществ. Он добавил, что «сокращение озонового слоя и над Антарктидой, и над Арктикой — это вполне естественный процесс, который мог произойти и из-за динамических процессов». «40–50 лет назад еще не было достаточного количества станций наблюдения, регулярные спутниковые измерения начались только 40 назад, так что данных недостаточно»,— считает российский эксперт.