«Бонусы работают не для мотивации»

Ученые выяснили, как привлечь сотрудников в стартап

Главный ресурс стартапа — хорошая команда, но опытные специалисты неохотно идут в неизвестные компании. Исследователи из Германии выяснили, чем можно привлечь кадры. Ученые выделили шесть нефинансовых позиций, которые, по их мнению, будут привлекательными для кандидатов в поиске работы — это репутационные характеристики и различные бонусы. Однако не все очевидные плюсы оказались решающим при выборе места работы. В рамках совместного проекта «Коммерсантъ FM» и журнала «Harvard Business Review Россия» в деталях разбиралась Светлана Белова.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Самое сложное для запуска бизнеса — собрать квалифицированные кадры, уверяют предприниматели. Идея стартапа может меняться, компания может переориентироваться на другой продукт, изменить свое позиционирование на рынке, но люди должны быть надежными и предсказуемыми. Учитывая высокие риски стартапа, чаще всего работать туда идут по совместительству, отметила руководитель проекта CofoundIT, проекта Фонда развития интернет-инициатив по поиску сотрудников и кофаундеров в стартапы Александра Томашевская.

«Для стартапов на ранних стадиях очень ограничены ресурсы, даже оплату не могут предложить. Немногое, что они могут предложить, — это фантомный опцион, то есть мы договариваемся, что мы работаем вместе и после достижения каких-то определенных целей, например, будут продажи сделаны, или разработан функционал сервиса, я получаю определенную долю. Поэтому ищут в основном людей уже опытных. Обычный сценарий, самый распространенный: люди продолжают работать в своей большой компании, получать деньги и кормить своих восьмерых детей, но у них есть свободное время. Выходной я посвящаю стартапу — делаю то, что мне нравится», — сказала Томашевская.

Кроме зарплаты, есть несколько нефинансовых факторов, способных привлечь специалистов. Немецкие ученые считают, что это местоположение офиса. Удобная локация понравится ленивым. Степень инновации стартапа приведет в компанию креативно мыслящих людей. Многим окажется важна квалификация основателя, его академические достижения, успешность предыдущих проектов. Некоторые кандидаты учитывают инвестиционную поддержку и награды на конкурсах бизнес-планов. Но главное, что может предложить стартап, — это роль стратегического директора для каждого сотрудника. Именно за возможностью стать отцом-основателем какого-то бизнеса и приходят в стартап-проекты, пояснил основатель Boomstarter Руслан Тугушев.

«Все молодые специалисты, профессионалы, ищут компании молодые, потому что, приходя в стартап, они могут быть причастны к созданию самой компании. Часто стартап строится на немного других базовых платформах, с отсутствием бюрократии; это хаосное движение, где ты вырастаешь в этом процессе, все те нормы, которые возникают в результате рождения компании и ее развития, ты воспринимаешь, как свои собственные, принимаешь в них участие, они потом не являются чужеродными для тебя», — уверен Тугушев.

Из списка заманчивых бонусов, которые составили исследователи, на деле привлекательными оказались не все. Опросили почти 300 выпускников американских колледжей и выяснили, что близость места работы к дому для большинства значения не имеет. Кроме того, неинтересным оказалось предложение различных льгот для сотрудников: парковка, фитнес, бесплатные обеды не влияют на выбор будущего работодателя, подтвердил управляющий партнер компании Odgers Berndtson Роман Тышковский.

«Последние 10-15 лет компании старались друг друга перещеголять количеством видов газировки, столов для пинг-понга, дополнительного фитнес-центра, детского сада и всего остального. Сейчас это работает для привлечения, но не работает для мотивации. Есть большое исследование, доказывающее, что все эти "плюшки" никак не влияют на эффективность человека. С точки зрения затрат компании на эту историю, они, как правило, не окупаются», — пояснил «Коммерсантъ FM» Тышковский.

Многих потенциальных работников пугает статистика провалов стартапов: 9 из 10 компаний закрываются, так и не сумев заявить о себе на рынке. Но в бизнес-сообществе призывают не бояться стартапов. За черной статистикой зачастую стоят формальности: компании меняют название, форму собственности, юридический адрес или просто сливаются с конкурентами. Далеко не каждый стартап, пропавший из официальных списков, — неудачник.

Вся лента