Визовые кружева
МИД России ответил на публикацию «Огонька», посвященную изменениям визовой политики стран Шенгена в отношении России
Почти месяц назад (№ 23 от 13 июня) "Огонек" опубликовал материал под заголовком "Отмена виз? Не ждите!", в котором шла речь о новых нюансах в практике выдачи шенгенских виз нашим гражданам. Журнал, в частности, отмечал, что долгосрочные визы в российских паспортах стали появляться все реже. Публикация вызвала широкий резонанс, в обсуждение включились и граждане, и организации, и даже профильное ведомство — МИД России. Сегодня мы публикуем официальный отклик, полученный редакцией из этой высокой инстанции
О некоторых аспектах российской визовой политики
Совершенствование российской визовой системы осуществляется планомерно и по различным направлениям.
МИД России в сотрудничестве с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами постоянно работает над модернизацией действующего российского законодательства, регулирующего порядок въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
В частности, в декабре 2014 года был принят Федеральный закон N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"", предусматривающий при соблюдении принципа взаимности упрощение порядка получения и увеличение срока действия отдельных категорий краткосрочных виз, включая туристические, сроком до шести месяцев и частные — до одного года. Этим же Федеральным законом были внесены поправки, позволяющие иностранцу оперативно получить туристическую визу на основании простого подтверждения от туристической организации.
В декабре 2015 года президентом Российской Федерации был подписан указ "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий", предусматривающий безвизовый въезд участников по аккредитационным удостоверениям, выдаваемым организаторами мероприятий.
Законотворческая работа на этом направлении продолжается. Вместе с этим необходимо учитывать, что каждая страна имеет свои правила, регулирующие вопросы въезда иностранных граждан, и мы не видим необходимым подстраивать наше законодательство под законодательство других стран.
С целью взаимовыгодного развития контактов между людьми Российской Федерацией широко применяется практика заключения двусторонних соглашений об упрощении порядка выдачи виз, а также о безвизовом въезде.
Исходим из того, что вопросы развития въездного туризма и привлечения иностранных туристов в нашу страну должны решаться с учетом интересов государства в целом, обеспечения его безопасности, эффективного контроля въезда и пребывания иностранных граждан в условиях расширения региональных конфликтов, активизации международного экстремизма и нелегальной миграции.
Несмотря на сложную международную обстановку, МИД России продолжает вести работу по упрощению визовых формальностей путем заключения двусторонних соглашений. По состоянию на сегодняшний день безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию на основании соответствующих договоренностей действует для граждан 111 иностранных государств, в том числе по дипломатическим и служебным паспортам — для граждан 45 государств, только по дипломатическим паспортам — для 25 стран, по всем типам паспортов — для 40 государств и только по обыкновенным паспортам — для одной страны (Израиль). В скором времени вступят в силу уже подписанные соглашения с Бахрейном, Кувейтом, Оманом и Сенегалом.
С 36 государствами подписаны соглашения, предусматривающие упрощенную выдачу виз на основании прямых приглашений и возможность получения многократных виз сроком действия до пяти лет.
Более чем с 20 странами в настоящее время ведутся переговоры о заключении соглашений о взаимной отмене визовых требований по всем видам паспортов.
Что касается Евросоюза, то до недавнего времени мы вели как "безвизовый диалог", так и переговоры по совершенствованию Соглашения об упрощении выдачи виз 2006 года.
Переговоры Россия — Евросоюз о дальнейшей визовой либерализации с выходом на безвизовый режим продолжались на постоянной основе с 2007 по октябрь 2013 года. За это время был выработан перечень так называемых совместных шагов, по выполнении которых можно было бы перейти к разработке соглашения об отмене виз, проведено множество консультаций, визитов российских и еэсовских экспертов, встреч на высшем и высоком уровне в Брюсселе и Москве. Важно отметить, что на пути к безвизовому диалогу власти Российской Федерации всегда шли на несколько шагов впереди своих коллег из ЕС, с опережением и в полном объеме выполняя свою часть договоренностей. Механизм внутрироссийских согласований, возникающих у европейцев вопросов и "озабоченностей" работал оперативно и без сбоев, усилия всех министерств и ведомств были направлены на оперативное выполнение задачи дальнейшей визовой либерализации.
Несмотря на наш ясный сигнал европейским странам о стремлении покончить с визами для краткосрочных поездок граждан России и ЕС (проект соглашения об отмене визовых требований президент Российской Федерации В.В. Путин передал партнерам еще на саммите Россия — ЕС 31 мая-1 июня 2010 года), "на том конце провода" такого же настроя не наблюдалось. И если на начальном этапе задержки в решении ключевых проблем дальнейшего продвижения переговоров по безвизовому режиму и можно было списать на тяжеловесную конструкцию принятия решений в ЕС, то по мере приближения к главной цели — отмене виз — процесс стал приобретать подчеркнуто политизированный характер, а в марте 2014 года он был и вовсе заморожен еэсовскими партнерами на неопределенный срок, которые использовали в качестве предлога воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией. А ведь именно на так и не состоявшейся встрече на высоком уровне в марте 2014 года Россия планировала поставить вопрос о завершении работы над перечнем "совместных шагов" и переходе к непосредственной разработке текста соглашения об отмене виз.
Тем не менее откровенно контрпродуктивная политика Еврокомиссии не привела к полному закрытию европейского визового досье. С рядом стран континента продолжается процесс визовой либерализации. Конкретным подтверждением тому является практическое применение вышеупомянутого Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 522-ФЗ, соответствующие положения которого уже применяются в отношении граждан Австрии и Греции (с весны 2016 года им оформляются туристические визы на срок до полугода), а также Венгрии, которым с апреля 2016 года оформляются туристические визы на срок до полугода и частные визы на срок до одного года. В проработке находятся аналогичные меры в отношении ряда других стран Европы.
Что касается Соглашения Россия — ЕС об упрощении выдачи виз 2006 года (далее — Соглашение), следует отметить, что оно продолжает выполняться эффективно и в полном объеме. Вопросы имплементации упомянутого Соглашения обсуждаются как в рамках Совместного комитета по наблюдению за выполнением Соглашения, так и на двусторонней основе в ходе регулярных консульских консультаций. В 2016 году такие встречи были проведены с руководством консульских служб внешнеполитических ведомств Хорватии, Эстонии, Швейцарии и Латвии.
В рамках Совместного комитета переговоры по модернизации Соглашения начались в 2011 году. Был выработан проект соглашения по внесению в него изменений. Так, предполагалось ввести в Соглашение категорию лиц, которые на основании прямых общений родственников либо четко определенного круга организаций из третьих стран смогли бы получать многократные визы "с целью транзита в третьи страны". Расширились бы категории лиц, подпадающие под действие Соглашения (в частности, за счет лиц, въезжающих с целью получения медицинских услуг, участников программ приграничного сотрудничества, журналистов путем добавления сопровождающих лиц и операторов, представителей институтов гражданского общества). Дети до 12 лет и участники молодежных, спортивных культурных или образовательных программ по линии неправительственных организаций до 25 лет были бы освобождены от уплаты визового сбора, а постоянные члены официальных делегаций, бизнесмены, журналисты получили бы возможность сразу оформлять многократные визы сроком на 5 лет.
Необходимо учитывать, что каждая страна имеет свои правила, регулирующие вопросы въезда иностранных граждан, и мы не видим необходимым подстраивать наше законодательство под законодательство других стран
В статью, предполагающую осуществление безвизовых поездок, были внесены члены экипажей гражданских морских и воздушных судов, которые смогли бы въезжать на территорию государств Сторон без виз в пределах портовых и аэропортовых зон и прилегающих к ним городов, а также обладатели биометрических служебных паспортов.
В марте 2014 года переговоры по инициативе Евросоюза на том же основании, что и безвизовый диалог, были заморожены.
Появляющаяся в последнее время в некоторых российских СМИ информация о якобы имеющем место "отставании" России от своих европейских партнеров по части выдачи виз на основании заложенных в Соглашении механизмов, как показывает практика, не соответствует действительности.
Согласно статистике, порядка 45 процентов выдаваемых российских виз составляют туристические визы, на которые Соглашение не распространяется. Вместе с тем на основании прямых приглашений по Соглашению выдается до 50 процентов всех российских виз, выдаваемых гражданам стран — членов ЕС, из них доля многократных виз — 67 процентов, и это количество продолжает ежегодно расти. При принятии решения о кратности и сроке действия визы российским консульским должностным лицам не разрешается их произвольное изменение в сторону увеличения. Ключевой является информация, содержащаяся в приглашении принимающей организации. Если российское юридическое лицо изъявляет желание пригласить конкретного иностранца сроком на один месяц, то ему может быть оформлена виза только на этот срок. С другой стороны, постоянные иностранные партнеры при наличии соответствующего приглашения могут без каких-либо затруднений получить многократные российские визы сроком действия до 5 лет.
Важно отметить, что российский пакет документов на получение визы заметно "легче" еэсовского. Так, от иностранного туриста или гостя, направляющегося в частную поездку, российские консульские сотрудники в отличие от еэсовских не будут требовать справку с места работы с указанием зарплаты, выписки с банковского счета/кредитной карты минимум за три предыдущих месяца, копий "внутренних" документов для проживания на территории ЕС и — что более всего неприятно — так называемое намерение возвращения. При подаче документов на визу российскому гражданину необходимо как-то документально убедить иностранного консульского работника, что вас что-то связывает с родиной: имеются родственники, объекты недвижимости, дети проходят обучение в школах и т.д., и вы не собираетесь "осесть" в одной из стран Евросоюза. Интересно, какова бы была реакция тех же "российских СМИ", если бы подобные требования предъявляли еэсовским кандидатам на получение виз?
Как известно, 14 сентября 2015 года на территории России стартовала Визовая информационная система Евросоюза (ВИС), предполагающая обязательное снятие отпечатков пальцев кандидатов на получение шенгенских виз. Несмотря на заявления еэсовских чиновников о том, что ВИС создана для оптимизации визовых процедур, повышения безопасности обращений за визой и т.п., на деле для российских граждан отдельных регионов она стала лишь очередной "головной болью" в связи с недостаточным количеством Визовых центров, где такие отпечатки можно сдать. Чтобы добраться до ближайшего Визового центра, некоторым заявителям необходимо два часа лететь на самолете, что настолько увеличивает их расходы на поездку, что зачастую переводит их мечту на посещение стран ЕС в разряд несбыточных.
Российская сторона также запустила проект по снятию отпечатков пальцев при оформлении виз в консульствах двух европейских стран — Великобритании и Дании. Вместе с тем расширение его на территории других стран Европы в ближайшее время не планируется.
Полагаем, что, исходя из вышесказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что российская сторона строго придерживается положений упомянутого Соглашения, последовательно выступает за его модернизацию с целью дальнейшей либерализации визовых процедур на условиях взаимности.