Турецкий министр иностранных дел не предлагал России авиабазу Инджирлик
По словам Мевлюта Чавушоглу, СМИ его неправильно поняли
Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу дезавуировал свое недавнее заявление о том, что не исключает возможности приглашения на авиабазу Инджирлик российских ВВС для борьбы с террористами в Сирии. Несмотря на то что предложение изначально было скорее риторическим, оно вызвало бурные обсуждения в России. Российские эксперты и военные в своем отношении к этой идее разделились: кто-то считает, что база нужна России «как воздух», другие — что смысла в ней никакого нет, ведь все операции можно выполнять при помощи сирийской базы Хмеймим.
«Мы можем сотрудничать с Россией в борьбе с ИГ, но я ничего не говорил об использовании российскими самолетами базы Инджирлик. Турецкая пресса неверно меня поняла, и в российской прессе это отразилось»,— заявил Мевлют Чавушоглу. Ранее на телеканале TRT Haber он выступил с речью, в которой упомянул возможность совместной с Россией борьбы против терроризма. «Мы можем сотрудничать со всеми в борьбе с террористической организацией “Исламское государство” (ИГ; запрещена в России.— “Ъ”). Как вы знаете, мы открыли авиабазу Инджирлик для тех, кто хочет участвовать в активной борьбе с ИГ. Почему бы не сотрудничать с Россией в этом контексте? Эта террористическая организация — враг всех нас, и мы должны бороться с ней»,— заявил он.
Вскоре после выступления главы турецкого МИДа пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что официального обращения о предоставлении России доступа к базе пока не поступало. «Мне неизвестно, были ли какие-то коммуникации официальные на этот счет по линии военных, успели ли они их возобновить. Если я не ошибаюсь, то не были,— заметил он.— Мы действительно это заявление услышали через средства массовой информации. Безусловно, это важное заявление, и предстоит его еще проанализировать должным образом и в политическом плане, и в военном плане, что, безусловно, сделают наши соответствующие службы».
Российские эксперты восприняли новость с воодушевлением. «На данном этапе наши цели совпадают: это борьба с терроризмом на территории Сирии,— заявил экс-командующий Черноморским флотом РФ Владимир Комоедов.— Надо рассмотреть такую возможность, использовать эту базу с ее отлаженной военной инфраструктурой». Его поддержал экс-командующий ВВС РФ Петр Дейнекин. «Конечно, авиабаза нам нужна как хлеб и как воздух. Надо соглашаться»,— считает он. Впрочем, глава совета ПИР-Центра генерал-лейтенант Евгений Бужинский полагает, что смысла в базе нет. «У нас есть своя база Хмеймим. Если бы у нас были военные планы по Ираку, то тогда еще можно было такое допустить. Но насколько я знаю, таких планов у нас нет»,— недоумевает он.
Евгений Бужинский также заметил, что передача базы невозможна в любом случае: Инджирлик управляется войсками США. «Они (турки.— “Ъ”) выполняют там работы только по обслуживанию: дорожки метут, еду доставляют. Некоторые предложения делаются потому, что люди знают, что предлагают нереализуемое»,— добавил он. Напомним, в июле 2015 года турецкое руководство подписало соглашение с Вашингтоном о предоставлении ВВС США права на базирование на авиабазе Инджирлик в рамках кампании по борьбе с ИГ. В апреле текущего года было также достигнуто соглашение о базировании на аэродроме немецких войск.