Зоология и конспирология
Идет кинофестиваль в Карловых Варах
Фестиваль кино
51-й Международный фестиваль в Карловых Варах представил обширную коллекцию фильмов, среди которых много премьерных, особенно из Восточной Европы. О российском присутствии в карловарских программах — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Весомость этого присутствия не количественная, а качественная. Она заметна хотя бы по развороту фестивального выпуска журнала Screen International с постером фильма "Зоология" и слоганом "It`s Never Too Late to Grow a Tail" ("Никогда не поздно отрастить хвост"): на постере обнимаются мужчина и женщина, у которой сзади пририсован симпатичный хвостик. Картина Ивана И. Твердовского не только была включена в главный фестивальный конкурс (где наш режиссер оказался самым молодым участником), но и подавалась как одна из наиболее ожидаемых, даже сенсационных в программе. Интригующий слоган относится к главной героине Наташе, работающей в зоопарке, где близкое соседство людей и животных явно свидетельствует не в пользу первых. Наташа, постоянный объект насмешек своего примитивного бабского окружения, несомненно, от него отличается — хотя бы грустным, затравленным взглядом, и в какой-то момент это смутное чувство особости, отделенности от монолитного общества материализуется в виде выросшего у Наташи хвоста. Этот двусмысленный атавизм дает возможность одинокой героине неожиданно ощутить себя желанной женщиной — впрочем, ненадолго, ибо мужчина, увлекшийся ею, на самом деле видит в ней персонаж кунсткамеры, его заводит извращенный характер ситуации, не более того.
Картина Твердовского чрезвычайно скромна по своим выразительным средствам, но гораздо более объемна и многомерна, чем кажется. Если это и провокация, то без агрессии и выпендрежа. Если это и притча с элементами фэнтези, то она не претендует на глобальность. Скорее перед нами интимный художественный жест, что не мешает ему выглядеть радикальным на фоне конформизма, ставшего опознавательным знаком новейшего российского кино.
В Карловых Варах ориентируются не на этот доминирующий тренд, а на исключения из него, именно они находят здесь поддержку. На самом деле в конкурсе могло оказаться даже два российских фильма, но "Ученик" Кирилла Серебренникова ушел на Каннский фестиваль. Здесь он показывается вне конкурса в программе "Другой взгляд". Остро публицистическая драма сталкивает юного ортодокса, воспринявшего библейские тексты как руководство к военным действиям, с учительницей биологии — атеисткой и дарвинисткой, так что тема зоологии находит здесь своеобразное продолжение.
Еще один конкурс (он называется "К Востоку от Запада" и собирает фильмы восточноевропейского региона) тоже не обошелся без российского участия, и тоже выбор оказался осмысленным. Картина "Коллектор" Алексея Красовского — еще одна мини-драма, можно сказать, и монодрама, разыгранная на материале сегодняшней жизни и даже заглядывающая немного вперед. Кто знал, например, что как раз в день карловарской премьеры президент страны подпишет закон о коллекторах? Но интерес, с которым смотрится это кино, определяется не внешними конъюнктурными обстоятельствами, а умело срежиссированным саспенсом и виртуозным исполнительским мастерством. Вообще, надо заметить, что русская актерская школа в высшей степени достойно представлена на фестивале. В главной роли "Зоологии" невозможно вообразить никого, кроме Натальи Павленковой: это ее фильм в той же мере, что и Твердовского. "Студент" многим обязан харизме Виктории Исаковой, а "Коллектор" — бенефис Константина Хабенского, герой которого непрерывно находится в кадре, общаясь по телефону с должниками, начальниками, шантажистами, конкурентами, прагматичной подружкой и романтичной работницей ветклиники. Конспирологический сюжет порой не выдерживает гипербол и условностей: вряд ли судьба (хоть и гениального) коллектора могла оказаться в фокусе внимания всей Москвы. Однако Хабенский, почти не меняя своего фирменного выражения лица "мужчины с усталыми глазами", дает образцовый мастер-класс, а попутно мы получаем возможность бросить еще один отстраненный взгляд на общество, где нет близких и друзей, а есть только интересы.