Достоевский как аттракцион
Петербуржцы Александр Петросян и Мария Башмакова побывали на очередном летнем литературном карнавале «День До»
— Да здравствует великая русская литература! — кричит "хроникер" карнавала артист Александр Лушин.
— Ур-р-ра! — застенчиво откликается публика, аплодирует и перетекает к музею-квартире Достоевского в Кузнечном переулке.
— Дос-то- евс-ки-и-и-ий! — скандирует толпа, обливаясь потом и щелкая фотоаппаратами.
Раз в году Достоевский и его герои выходят в народ. Федора Михайловича на балкон кличут, как Снегурочку. Наконец гений, вернее, его кукольный двойник, появляется и толкает речь. Взрыв конфетти — ликование публики.
От памятника до музея люди стоят стеной, разгоряченные зноем и любовью к литературе. Из праздничных газет мастерят треуголки. Народное шествие пестреет плакатами с цитатами из русской классики. На фасадах в Кузнечном переулке появились вывески питейных заведений, и возник театр-кабак. Где, как не в кабаке, говорить о Боге и человеке, что, собственно, и делали герои Достоевского.
— Ребята, тикаем! Хармс, включи радио, потом говори! — раздается команда актерам с куклами-великанами. Достоевский, Пушкин, Гоголь и Хармс под музыку вынырнули из подворотни на Невский. Гении выстреливали пожеланиями и читали литературные анекдоты.
А тем временем у памятника писателю на Владимирской площади ожили персонажи "Преступления и наказания". Раскольников принимает картинные позы с топором, Соня читает Евангелие, Мармеладов смущает молодостью, а Алена Ивановна строит гримасы. Прохожие кидают живым скульптурам милостыню — деньги и конфеты.
Петербург не просто место действия произведений Достоевского — это полноценный герой и лучшая декорация. Его текстами город буквально прошит. Но не стоит думать, что Достоевского в Петербурге читают и знают все. Так, некоторые простодушно решили, что чудаковатый перформанс — чествование дня рождения писателя. Это не так. Читатели впервые ознакомились с "Преступлением и наказанием" 150 лет назад, 11 ноября мы отметим 195 лет со дня рождения Достоевского. Литературные торжества связаны не с его биографией, а со временем действия "Преступления и наказания". "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время..." — так начинается роман. Потому и торжества проходят в первую субботу июля. Как и в книге, в Петербурге в этот день жара, ну а вонь — все в тех же местах. Гений места живуч.
Карнавал, театр, экскурсии, съемки фильма — все это он, "День До". Мероприятия рассредоточены по разным точкам Петербурга. На несколько часов город становится квестом с литературными маршрутами, проложить которые помогают юные экскурсоводы. Насколько Достоевский любим, понимаешь у дома старухи-процентщицы: во дворе-колодце собрались 50 человек, несмотря на зной.
Балаган не очень рифмуется с образом мрачного пророка. Тем не менее "День До" — мероприятие особое. Демократичное и фантастическое, интересное и сочувствующим интеллектуалам, и тем, кто далек от "проклятых вопросов". Отроки с горящим взором, женщины трудной судьбы, интеллигентные пенсионеры и просто неравнодушные считали шаги Роденьки и искали дом Сони. Герои Достоевского живы, они везде — присмотритесь.