На поле — не воины
Российская сборная успела показать на Евро-2016 все свои проблемы, считает Александр Горбунов
Завершившийся в минувшее воскресенье футбольный чемпионат Европы во Франции заставил вспомнить три основных вопроса российской интеллигенции: "Кто виноват?", "Что делать?" и "Какой счет?"
О том, каким для нашей команды оказался счет, мы узнали довольно быстро. Осталось теперь порассуждать о виновных и перспективе, но для начала стоит, наверное, посмотреть, как сказалось на качестве турнира его расширение до 24 команд.
У этого начинания, напомним, были как сторонники, так и противники. Последние опасались появления на турнире "лишних" команд — все-таки представлена была почти половина европейских стран. Не перебор ли? Опасения, похоже, не оправдались. Если кто и оказался "лишним", так это, к сожалению, Россия и Украина, от которых, стоит признать, такого фиаско — ни одной победы на двоих в шести матчах, лишь одно набранное очко и всего два забитых гола за девять часов на поле — никто не ожидал.
Сторонников расширения после завершившегося чемпионата стало, несомненно, больше. Посодействовала игра тех сборных, которые исключительно редко, а то и вовсе никогда не пробиваются на крупные турниры (чемпионаты мира и Европы) — я говорю о таких, как венгерская, албанская, ирландская, североирландская, но в первую очередь, конечно, валлийская и исландская. Получив благодаря расширению шанс, они им воспользовались и заставили влюбиться в себя весь, пожалуй, футбольный мир. Исландских футболистов дома встречали, как национальных героев. "У них,— говорит известный советский футболист Сергей Андреев,— стоит поучиться тому, как следует биться за себя и за свою страну".
Игровая недостаточность
Главная же проблема российского футбола, оказавшегося перед стартующим через два года домашним чемпионатом мира у разбитого корыта, заключается, на мой взгляд, в том, что он не развивается. Он, приходится признать, даже на месте не стоит, а спускается "с горки" вниз. Его уже неловко даже сравнивать с происходящим постоянным движением вперед в развитых футбольных странах. Он сравнения и с теми "малышами", кто наилучшим образом показал себя на Евро, не выдерживает. Например, с Исландией.
Не на развитие, а на разрушение российского футбола сработал, полагаю, организованный по просьбе ряда клубов высшей лиги (ЦСКА, "Зенита", "Спартака", "Локомотива") и сварганенный наскоро, без обсуждений возможных последствий, переход на формулу "осень-весна" при проведении внутреннего чемпионата.
Обещали построить по всей стране манежи, в которых можно играть в непогоду. Обещание так обещанием и осталось. Манежи, правда, в эти годы активно строили, но... в Исландии. Там сейчас 16 крытых комфортных манежей. В Исландии под открытым небом играют, когда позволяют климатические условия — поздней весной, летом и ранней осенью. В России же в погожие месяцы футбол нынче "стоит". Потому-то зимний перерыв в высшей лиге между турами (не между кругами, а между турами, 17-м, скажем, и 18-м) составляет три месяца, в первом дивизионе — четыре с хвостиком, а во втором доходит в некоторых зонах до полугода!
Организация внутренних турниров в России тоже практически на нуле. Посещаемость стадионов из года в год падает. Между зарплатами футболистов и числом болельщиков на трибунах нет никакой зависимости: почти 90 процентов российских команд всех дивизионов прямо или косвенно финансируются государством. Даже в премьер-лиге так и не научились составлять календари матчей на сезон (его на чемпионат-2016/17, который вот-вот начнется, и по сей день нет).
В Исландии отменно налажено в последние годы обучение в детских школах: в стране с населением 330 тысяч человек около 500 специалистов с лицензиями УЕФА "В", дающими возможность работать с детьми и юношами. В России таких тренеров — всего 3 тысячи: это на наше-то население и на нашу территорию (в Германии, к слову, 70 тысяч лицензированных на работу с детьми специалистов).
Если сравнивать контракты российских игроков с игроками топ-клубов, то наши из самых высокооплачиваемых. Все смеются. Нельзя платить средним футболистам зарплаты на уровне ведущих футболистов Европы
Нечастые — время от времени — проблески в игре российских клубов в евротурнирах никакого отношения к собственно российскому футболу не имеют, так как во всех командах из верхней части таблицы чемпионата — в ЦСКА, "Ростове", "Зените", "Краснодаре", "Спартаке", "Локомотиве" — тон задают легионеры, приехавшие в Россию на заработки.
Почти все (за редким исключением) российские футболисты из этих клубов, самые на данный момент в стране лучшие,— на подхвате. С сумасшедшими по европейским меркам зарплатами, гарантированные суммы которых (от 2 до 5 млн евро в год) ставят жирный крест на мотивации. "Если,— говорит известный в прошлом российский футболист Сергей Кирьяков,— сравнивать контракты российских игроков с футболистами из топ-клубов, то наши одни из самых высокооплачиваемых. Над нами уже все смеются. Нельзя платить средним футболистам зарплаты на уровне ведущих футболистов Европы".
Увидеть драму
В 2014-м 13 ведущих российских тренеров написали министру спорта В.Л. Мутко — просили о встрече, на которой хотели обсудить будущее нашего футбола, проблемы, связанные с его развитием вообще и с подготовкой к чемпионатам Европы (2016) и мира (2018) в частности. Специалистов проигнорировали. Даже не удостоили формальным ответом-отпиской. После провала во Франции не было ни экстренного — по горячим следам — заседания исполкома РФС, ни тренерского совета, ни технического комитета. Просто Леонид Слуцкий, не справившись с делом, объявил об отставке. А президент РФС В.Л. Мутко, сообщив изумленной публике о том, что у нас "шикарная команда", сказал об итогах выступления сборной России во Франции следующее: "Я не вижу драмы, которая произошла. Команда побывала на чемпионате Европы. Сыграла 15 минут против Англии..." И не имеет, выходит, никакого значения, что она делала на поле остальные 255 минут.
Понять, как и за счет чего хотела играть команда, у которой было достаточно времени для подготовки и для того, чтобы определиться с составом, и которая крайне слабо оказалась готовой функционально, было невозможно. Слуцкий, призвав фокусироваться на тренерских недоработках, а не на действиях отдельных игроков, напрасно, думается, выгораживает футболистов, которым — да, недостает мастерства (можно подумать, будто у венгров, албанцев, исландцев и валлийцев его в избытке), но которые при этом не бились до изнеможения и проявили в матче с Уэльсом полное безразличие.
Евгений Ловчев жестко, но справедливо, на мой взгляд, назвал российских футболистов "барышнями, которые вроде как бегали, но за результат не отвечали". Только "барышни", между прочим, вместо того, чтобы компенсировать отсутствие должного мастерства агрессивностью в игре, могли оказаться на чемпионате Европы на последнем месте по выигранным единоборствам. Вот и тренер, не справившийся со своими обязанностями и не избежавший при выборе состава клубных пристрастий, заботливо оградил их от ответственности за результат...