«ВТО не может решить проблему торговой войны за Украину и Россию»
Киев ответит на эмбарго Москвы зеркальными мерами
Украина ограничит транзит товаров из России. Это зеркальный ответ на действия Москвы, заявил министр экономического развития и торговли страны Степан Кубив. 3 июля Владимир Путин продлил так называемое продуктовое эмбарго до конца 2017 года. Оно подразумевает запрет на ввоз в Россию продуктов из ряда стран, включая Украину. Дополнительно президент ввел ограничения по транзиту украинских товаров через Россию. Запрещен провоз продукции, на которую распространяются контрсанкции Москвы, а также товаров, на которые введены ввозные пошлины. Украинский экономист Александр Охрименко обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым.
- Насколько оправданы ответные действия Киева?
— Это обычная торговая война, к сожалению. И очень плохо, что она никак не прекращается. То есть получаются взаимные запреты, эмбарго, ограничения — ничего хорошего для внешней торговли ни Украине, ни России.
— Кабмин Украины сделал заявление, что российские ограничения приведут к искусственному ухудшению торговли с третьими странами, в частности, Центральной Азией, значит, сократятся объемы украинского экспорта. Насколько оправданы такие опасения?
— Есть, конечно, такие опасения, но я бы не сказал, что мы слишком уж сильно торгуем со Средней Азией. Если взять 2015 год, общий экспорт украинских товаров в Казахстан, Среднюю Азию — около 1 млрд. мы больше торгуем с Россией. В любом случае, такие действия, конечно, будут уменьшать торговлю с Россией. Так что мы здесь потеряем не столько на Средней Азии, сколько на общих запретах, ограничениях и так далее. Ну и сами понимаете, фактически мы не сможем нормально выстраивать торговые отношения с Казахстаном. Представьте, везти продукцию через Китай — это будет очень дорогая продукция.
— Насколько ощутимыми будут ответные меры Киева для Москвы, транзитные перевозки через Россию насколько были важными?
— Понимаете, нет официальной статистики, сколько Россия ввозила, есть общая статистика: Украина зарабатывала за счет транспортных перевозок $2 млрд, это по всем странам. Скорее всего, я так понимаю, часть эта была, понятно, России. По логике вещей, $2 млрд просто не будет. Да, мне сложно посчитать, какие убытки будут у России, я немножко не в курсе, есть Белоруссия, можно ввозить через Белоруссию, через Польшу, но я не знаю, какие там есть нюансы, положительные и отрицательные.
— Хорошо, а если провести юридический аудит? Украинский кабмин настаивает, что их действия соответствуют международному праву, нормам ВТО и ЕС. Так ли это? Насколько, кстати, соответствуют действия России?
— По-моему, и Украины, и России не соответствуют. Вообще, логика ВТО — торговля, развитие торговли, а получается, с одной стороны, Россия сделала ограничения и Украина. Понимаете, эта торговая война абсолютно ничем хорошим не закончится. Эти ограничения уничтожают и экономику России, и экономику Украины. Поломать связи, поломать транспортные коридоры несложно, а представляете, как потом их восстанавливать? Пройдет время, потоки поменяются, и уже даже если захотят восстановить какие-то транспортные коридоры, то производители скажут, что нам ничего не надо, мы уже по другим каналам возим. Вот что опасно.
— Но странно, что та же Всемирная торговая организация никак не собирается вмешиваться и как будто существует сама по себе, не выступает хотя бы в роли стороннего арбитра.
— Давайте немножко уточним. Международная организация должна быть абсолютно нейтральной — в этом логика ВТО. В принципе, здесь она может выступить арбитром, если Россия и Украина идут, грубо говоря, в арбитраж и начинают судиться. Это можно. Но, еще раз повторяю, ВТО — это площадка, а не диктатор, который приказывает делать так или не так. Она предлагает общие правила. Наши страны нарушают эти правила, и если они сами не договорятся, ВТО не поможет. ВТО не может решить проблему торговой войны за Украину и Россию.