Росстат для оптимизма
"Основания для того, чтобы перейти к восстановительному росту, уже сложились. Как быстро статистически мы можем это показать — вопрос" — осторожность министра экономики Алексея Улюкаева можно понять. С одной стороны, Росстат сообщает о росте промышленного производства: в июне — на 0,3% к маю (с учетом сезонного и календарного факторов) и на 1,7% к июню 2015-го. За квартал — рост на 1% год к году. С другой стороны, стоит изменить методику снятия сезонности — и рост окажется падением: по оценкам ЦМАКП, в июне выпуск был на 0,1% ниже, чем в мае, на 1,2% ниже, чем год назад. За квартал — минус 0,9%.
Вдобавок и индекс промышленного оптимизма ИЭП имени Гайдара утратил "все "завоевания" конца первого--начала второго квартала". Отмечая "ажиотаж" вокруг данных Росстата, "вселивших, кажется, надежды на скорое преодоление медленно текущего кризиса", в ИЭП указывают, что, по опросам предприятий, планы выпуска достигли минимума за 2013-2016 годы и основным негативным фактором стало ухудшение динамики спроса.
Правда, по данным Росстата, розница начала чувствовать себя немного лучше (в июне снижение год к году на 5,9% против 6,1% в мае). Но в сфере услуг — падение на 2%. И оба показателя хуже, чем можно было бы ждать в условиях начавшегося, по оценкам Росстата, роста реальных зарплат: на 1% в мае и на 1,4% в июне. А поскольку инвестиции — насколько о них можно судить по объемам строительства (минус 9,7% в июне, минус 5,7% за полугодие) — пока восстанавливаться не собираются, пересматривать прогнозы в сторону повышения, пожалуй, рано. Экономисты Альфа-банка, ожидавшие спада ВВП в 2016-м на 0,3%, даже признают, что сейчас этот прогноз "находится под угрозой".