Ужас из трех блюд

Триквел «Судной ночи» обещает стать одной из самых прибыльных антиутопий

Июльские премьеры продолжаются третьей частью картины "Судная ночь" — у нас она выходит на три недели позже, чем в Северной Америке.

"Судная ночь-3", 2016, США, 105 мин.
Режиссер: Джеймс Де Монако.
В ролях: Фрэнк Грилло, Элизабет Митчелл, Майкелти Уильямсон.
Продюсеры: Джейсон Блум, Майкл Бэй, Эндрю Форм, Брэд Фуллер, Себастьен Лемерсье.
Platinum Dunes, Blumhouse Productions, Universal Pictures.
Бюджет: $10 млн.


Режиссером остался Джеймс Де Монако, что для малобюджетных ужастиков большая редкость — там обычно сильная текучка на режиссерской позиции. По сведениям Universal Pictures, владеющей правами на мировой прокат постановки, триквел станет финальным аккордом франшизы: создатели решили не искушать судьбу и на высокой ноте закрывают историю, которая неожиданно для многих показала рекордную окупаемость.

Первая "Судная ночь", вышедшая в 2013 году, по многим признакам походила на типичный фильм категории В, которому суждены умеренная касса и скорое забвение. Однако постановка стоимостью $3 млн заработала $89,3 млн (главным образом, в США), показав сногсшибательный коэффициент кассового успеха (ККУ) — 29,76. Причем главная роль в таком успехе, пожалуй, принадлежит не единственной более или менее заметной звезде в актерском составе (это Итан Хоук), а продюсеру Джейсону Блуму, который как раз специализируется на производстве микробюджетных хитов проката (он, например, дал жизнь франшизе "Паранормальное явление"). Понятно, что после таких цифр режиссер и продюсеры получили карт-бланш на изготовление еще двух частей, и черт с ними, с кинокритиками, которые не слишком высоко оценили их усилия (рейтинг на Rotten Tomatoes весьма вялый — 37%). Ставка на "Судную ночь-2", выпущенную годом позже, сыграла по правилам Джейсона Блума: вложенные $11 млн — тоже очень скромная сумма по голливудским меркам — превратились в $111,9 млн. ККУ уже не такой волшебный, как у первой части, но все равно на зависть многим — 10,17 пункта. Вдобавок сменился тон у рецензентов. Они, конечно, не начали равнять работу Де Монако с великими фильмами-антиутопиями, но в один голос отметили, что в целом все стало гораздо лучше, а исполнитель главной роли, Фрэнк Грилло, удостоился отдельных многочисленных похвал.

"Производство новой части заняло два года, но она удивительным образом не получилась дороже: бюджет триквела — $10 млн. Фильм стартовал в США 1 июля. Критики вновь отмечают подтянувшийся общий уровень постановки, но самое главное происходит в финансовых документах: к моменту написания заметки триквел успел заработать в домашнем прокате $71 млн, а в зарубежном — аж $78 млн, так что совокупная касса перевалила за $149 млн. Более того, усилиями режиссера и продюсеров франшиза "Судная ночь" стала абсолютным рекордсменом по прибыльности среди фильмов-антиутопий. Итоговая сумма кассовых сборов в этом жанре, конечно, бывала и побольше, но вот ККУ у многих стремится к единице, а у многих и вовсе ограничивается дробным числом меньше нее. С одной стороны, дело понятное: большинство серьезных антиутопий — зрелище совсем не кассовое. С другой, сама стилистика за последние годы превратилась в штамп. Редкая фантастика происходит не в мрачном царстве-государстве, которое заставляет подданных совершать над собой ужасные экзекуции во славу былых или ради грядущих побед. Тем не менее даже без трех частей "Судной ночи" из самых прибыльных антиутопий можно набрать любопытный топ-5.

Замыкать его будет "Королевская битва", фильм Киндзи Фукасаку, вышедший в 2000 году. Это сейчас истории про подростков, которых тоталитарные правители заставляют убивать друг друга, годятся только в качестве зачина для пародийной комедии, а 16 лет назад мир был шокирован — несколько стран даже запретили прокат картины либо выпустили сильно урезанные версии. В рейтинг прибыльных антиутопий "Королевская битва" попала за счет одной только домашней кассы: при бюджете $4,5 млн она заработала больше $25 млн, так что ККУ как минимум 5,55. Жаль, зарубежные сборы так и остались несосчитанными.

Фото: Universal

Четвертое место у знатного мастера антиутопий Терри Гиллиама и фильма "12 обезьян". Полнометражная версия французского короткого метра "Взлетная полоса" — один из двух фильмов Гиллиама, которые он снял не по своему сценарию, и достойный пункт в фильмографии Брюса Уиллиса и Брэда Питта. Мало того что картина получила две номинации на "Оскар", так еще вложенные $29,5 млн обернулись прибылью в $168,8 млн, а это ККУ 5,72. Возможно, потому, что в фильме присутствует не только мрачное тоталитарное будущее, но и путешествия во времени, теории заговора и лихие сюжетные повороты.

Третье место держит первая "Матрица" братьев Вачовски. Особенности устройства тамошней антиутопии трудно рассмотреть за сиянием боевых сцен и цифровых эффектов, но образ непобедимых агентов-"антивирусов" понятен без дополнительных объяснений. Бюджет у фильма для 1999 года был довольно умеренным — $63 млн, в кассу упало $469,2 млн, что дает бодрящий ККУ 7,35. Характерно, что сиквелы далеки от попадания в текущий рейтинг.

До второй позиции добрался единственный в топ-5 полнометражный мультфильм. Тем, кому кажется, что "Лего. Фильм" Фила Лорда и Кристофера Миллера не имеет отношения к антиутопиям, можно посоветовать повнимательнее пересмотреть его и оценить, к примеру, хоровое пение лего-гражданами песни "Все у нас нормально", ну и вообще фигуру Лорда Бизнеса. К тому же антиутопия завернута в семейный аттракцион с отличными шутками, что ей только в плюс. Постановка, получившая по итогам 2014 года почти три десятка различных кинопремий, была сделана за $60 млн, а собрала $469,2 млн — налицо ККУ 7,82.

Венчает топ-5 самых прибыльных антиутопий первая часть "Голодных игр", снятая Гэри Россом. Главная франшиза в каталоге студии Lionsgate начиналась с экранизации за $78 млн, у которой был несомненный потенциал, но вряд ли кто-то всерьез рассчитывал на 28 кинопремий и $694,4 млн в копилке. Итоговый ККУ — 8,9 пункта — позволил сделать еще три фильма и, если по-честному, в большой степени исчерпал тему подростковых приключений в тоталитарном окружении, за что создателям отдельное спасибо.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Вся лента