Неподъемный вуз
Получить бесплатное образование становится все сложнее
200 тыс. рублей за год на репетиторов, несколько лет участия в олимпиадах и даже значок ГТО — все эти усилия вовсе не гарантируют поступления на бюджетные места выбранных вузов. Как и обещало государство, получить бесплатное образование с каждым годом становится все сложнее.
На портале www.change.org идет сбор подписей в пользу абитуриентки Тюменского государственного университета Полины Булатовой: на ЕГЭ она набрала по английскому языку, русскому языку и литературе в сумме 292 балла, но все равно не может попасть на бюджет — из двух бюджетных мест одно отдано льготнику, а другое — олимпиаднику.
Согласно опросам, большинство выпускников вне зависимости от набранных баллов до последнего надеются пробиться на бюджетные места, но уже отдают себе отчет в том, что эта цель для большинства из них недостижима. "Какой может быть позитивный настрой, если перед тобой на 30 мест уже сотня человек, у которых по 280-290 баллов",— жалуется абитуриентка географического факультета МГУ Настя, сдавшая экзамены на 240 баллов. Сначала своим результатом она гордилась, но уже к июлю поняла, что проходной балл этого года будет существенно выше прошлогоднего, а тем более — позапрошлогоднего. В принципе шансы на бесплатное образование по специальности "география" у Насти есть. География — не самая престижная специальность, и в прошлом году средний по всей стране балл будущих географов был совсем невысокий — 65. Но Настя почему-то не хочет ни в Брянский госуниверситет, ни даже в Российский университет дружбы народов — а хочет только в МГУ. В связи с чем семья уже приняла нелегкое решение раскошелиться. "300 тыс. рублей в год. Значит, следующие пять лет без отпуска,— настраивается на лишения Настина мама, Вера Андреевна.— А что делать? Делать нечего". Как истинная оптимистка, Вера Андреевна тут же переключается на позитив: "Вот если бы Настя выбрала программу по экономике в том же МГУ — она бы стоила 400 тыс. В ВШЭ на многих факультетах — 450 тыс., в МГИМО — столько же. Радоваться нужно!"
Ценные олимпиады
Фактически инвестиции в будущее высшее образование начинаются за год-два до самого поступления: более 60% выпускников школ подтверждают, что готовились к ЕГЭ с репетиторами, а общий оборот этого рынка сегодня доходит до 10-12 млрд руб. В частности, в среднем в Москве семья тратит на подготовку к сдаче ЕГЭ 150-200 тыс. руб., что примерно равно стоимости одного года обучения в неплохом вузе. Впрочем, помогает это не слишком сильно. В Международной лаборатории анализа образовательной политики Высшей школы экономики, к примеру, подсчитали, что с помощью репетиторов можно добавить к "чистому" результату лишь 1-2 балла — и то в большей степени отличникам. Немногим больше может дать учеба в профильном классе — еще 3-4 балла.
Гораздо больше шансов на поступление дает целевое направление (в среднем доля целевиков в потоке зачисленных — около 15%, но по отдельным специальностям, например по медицинским, доходит аж до 50%), а также участие в различных олимпиадах (в среднем около 5-7%, на международных отношениях — 13%).
В частности, помимо главной Всероссийской олимпиады школьников, победители которой могут поступить без экзаменов в любой вуз по выбранному профилю, есть еще перечень вузовских олимпиад, составляемый Минобразования РФ. Сейчас в перечне 71 олимпиада трех уровней: первый и второй уровень, по усмотрению вузов, дает либо автоматическое зачисление, либо 100 баллов по предмету. Кроме того, за победы на олимпиадах абитуриентам в ряде вузов прибавляют 10 баллов к общему результату. "Последний год был напряженный: заочные этапы сразу нескольких олимпиад осенью, очные в январе-марте: на одной из недель февраля их было три или четыре подряд,— рассказывает мама одного из олимпиадников.— В результате у сына — несколько дипломов, в ряд вузов он проходит без экзаменов, еще в несколько — без проблем по конкурсу".
Правда, только ленивый сегодня не обвинит целевиков или олимпиадников в жульничестве. При этом нужно отдать должное, коррупционный фактор самого ЕГЭ фактически сошел на нет: в этом году уже не было скандалов ни с покупкой КИМов или ответов, ни с ЕГЭ-туризмом, разве что не хватило дополнительных бланков на экзамене по литературе и многие были возмущены сложностью профильной математики. "Сейчас "купить" или "списать" ЕГЭ уже невозможно,— согласна Елизавета Красильникова, консультант образовательного центра "Хорошист",— но лазейка осталась — олимпиады в вузах. Мне ребята нередко рассказывают, что в их группах в институте есть "олимпиадники", например, по русскому языку, которые делают элементарные орфографические ошибки".
Большой резонанс этой зимой вызвали публикации о портале olimpiads.biz, основанном, судя по соцсетям, двумя выпускниками мехмата МГУ и предлагающем гарантированный результат на любой олимпиаде по математике. На самом сайте ничего крамольного нет — эдакий дорогой ресурс по подготовке, но вся соль, рассказывают абитуриенты, в рассылке, которую они получили, зарегистрировавшись для участия в олимпиаде "Ломоносов" (победитель по математике поступает в МГУ без экзаменов). В письмах были приведены решения части заданий заочного этапа, остальное предлагалось выслать уже за деньги (5000 руб.). Кроме того, абитуриентам обещали победу или призерство и на очных этапах, например с помощью микронаушника — еще 30 тыс. рублей.
Впрочем, многие опрошенные эксперты сходятся во мнении, что случаи покупки олимпиад, целевых направлений или результатов внутренних экзаменов все-таки единичны. Кроме того, требования к самим олимпиадникам с каждым годом ужесточаются. Если раньше им не нужно было подтверждать результат, то затем от них потребовали писать ЕГЭ не менее чем на 65 баллов, а в этом году — уже не менее чем на 75 баллов, иначе результат на олимпиаде не засчитывается. Эти требования могут быть ужесточены и в самих вузах. Более того, вуз может засчитывать результаты олимпиад выборочно. Так, например, на юрфаке МГУ в этом году не принимают результаты олимпиад по обществознанию других вузов — только свои. "Мы предоставили льготы олимпиадам, проводимым МГУ, поскольку уверены в том, что они являются сложными творческим состязаниями",— поясняет Станислав Романов, замдекана юридического факультета МГУ. По его словам, к олимпиадам первого уровня других вузов — СПбГУ или ВШЭ — у факультета претензий нет, но льготу по ним было решено все равно не давать.
Получить несколько лишних баллов — а они в борьбе за бюджетные места престижных направлений становятся порой решающими — можно еще и помощью сдачи нормативов ГТО, за счет различных спортивных достижений, хорошо написанного школьного сочинения или аттестата с отличием, однако все это поможет только при высоких баллах ЕГЭ. "У моей ученицы было 100 баллов по русскому, 96 по английскому и еще 88 по литературе, плюс она неплохо написала творческий экзамен на журфаке,— рассказывает репетитор Кристина,— но в итоге решающую роль сыграли ее золотая медаль (плюс шесть баллов) и значок ГТО — еще плюс четыре".
Высокий конкурс
Притом что в системе приема ЕГЭ удалось навести порядок, статистика показывает, что с каждым годом экзамен дается выпускникам школ все легче. Например, в этом году число стобалльников перевалило за 5 тыс. человек (в 2015 году было 4608 учеников), вырос средний балл по многим предметам, вдвое сократилось количество двоечников. В столице около трети выпускников набрали по итогам трех ЕГЭ более 220 баллов — то есть сдали итоговые экзамены на отлично.
Однако, как показывает описанный выше опыт тюменской абитуриентки, даже высокие баллы на ЕГЭ не являются гарантией поступления. В Минобразовании подтверждают, что бюджетные места распределяются между вузами на конкурсной основе и исключают возможности каких-либо корректировок после итогов конкурса. Но и в вузы, где традиционно больше всего бюджетных мест (МГУ, МГТУ имени Баумана, СПбГУ, ВШЭ, МПГУ, МГМУ имени Сеченова, РНИМУ имени Пирогова — здесь их от 1 тыс. до 3,5 тыс.), попасть все равно не менее сложно: средние баллы здесь приближаются к 90, а проходные на ряде направлений вообще поднимаются на заоблачный уровень. "У нас в прошлом году по программе "юриспруденция" средний балл зачисленных составил 286 из 300 возможных, по "международной журналистике" — 283, а по "лингвистике" — 281,— рассказывают мне в приемной комиссии СПбГУ,— представляете, какой высокий уровень". "Конечно, поступить на бюджет стало сложнее. Когда мы говорим о доступности образования, мы же учитываем не только количество бюджетных мест, но и конкуренцию за них,— говорит проректор МПГУ Алексей Коршунов.— Вот, например, возьмем наш Институт физкультуры, спорта и здоровья: если в прошлом году конкурс был 15 человек на место, то в этом году уже 20 человек".
Рост конкуренции в вузах подтверждается общей статистикой: в прошлом году в среднем конкурс вырос до девяти человек на место. Ужесточению конкуренции между выпускниками способствует и то, что с внедрением ЕГЭ сильно возросла мобильность поступающих — москвичам и петербуржцам теперь гораздо сложнее соревноваться за места в родных городах. "В России сейчас всего 14 регионов-магнитов для абитуриентов. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга среди самых привлекательных, например, Томск и Новосибирск",— рассказывает Дмитрий Семенов, руководитель лаборатории "Развитие университетов" Института образования ВШЭ. "У нас в МГУ доля иногородних студентов сегодня уже составляет 60-65% и с каждым годом только растет",— отмечает Станислав Романов.
Впрочем, не прошедшие по конкурсу на бюджет в престижные вузы студенты с высокими баллами не спешат в вузы попроще, а предпочитают оставаться на платных отделениях. Как следует из исследований ВШЭ, основная масса студентов, самостоятельно оплачивающих свое очное образование,— это уже не троечники, а хорошисты и даже отличники. "Планировали набрать 130 платников, вместо этого набрали в прошлом году более 200",— рассказывает Романов. При этом стоимость обучения на юрфаке МГУ сильно выше среднего — сегодня это 385 тыс. рублей в год.
Вузы без троечников
Всего в этом году Министерство образования и науки выделило на обучение по программам бакалавриата и специалитета более 400 тыс. бюджетных мест, это немногим меньше, чем в прошлом году. Официальная причина сокращения — демографическая яма. Для министерства важно подчеркнуть, что доступность высшего образования для выпускников школ уже четыре года сохраняется на уровне в 56%. Однако цифра учитывает не только очное, но и другие формы обучения. Если эти другие формы вычесть, выяснится, что доступность именно очного бесплатного образования в этом году составит около 44%. Еще ниже будет показатель по отдельным популярным специальностям — к таковым, несмотря ни на что, до сих пор относятся, например, юриспруденция и экономика, но родители все равно готовы платить за обучение. "Здесь уже работают законы рынка: пока есть спрос — есть и предложение. В целом 61% ежегодного приема в вузы — это платники,— говорит Дмитрий Семенов.— Если смотреть отдельно по государственным вузам, то на платные места поступают 53% абитуриентов".
Так или иначе, и прошлый министр образования Андрей Фурсенко, и нынешний Дмитрий Ливанов не раз давали понять: массовость образования сегодня не главный приоритет, гораздо важнее повышение его качества при сохранении территориальной доступности и трудоустроенность выпускников — именно отсюда и закрытие некачественных учебных заведений, и укрупнение вузов, и программа 5/100 — "прокачка" пяти крупных вузов с целью вхождения в мировые рейтинги, и повышение требований к абитуриентам. "Если человек, не способный учиться, с низким уровнем подготовки поступает в вуз на бюджетное место, это приводит к потерям и бюджетных средств, и времени самого студента",— говорил Ливанов, подводя итоги приема в прошлом году. "Троечников мы не рекомендуем принимать. Они, как правило, не способны осваивать программы высшего образования",— отмечал он на заседании совета Российского союза ректоров.
В университетских кругах такую позицию поддерживают. "Как и многие другие ресурсы, высшее образование не может и не должно быть равно доступным для победителя Всероссийской олимпиады и для выпускника со среднестатистическим аттестатом,— говорит ректор СПбГУ Николай Кропачев.— Но если раньше в наиболее престижные вузы принимали по "спискам", по блату или на других условиях, то сейчас любой выпускник может принять участие в конкурсе на бюджетные места любого вуза без оглядки на статус и кошелек родителей. Обладаешь по-настоящему высокими знаниями, доказал это, победив в олимпиаде или получив высокие баллы ЕГЭ,— перед тобой открыты любые двери". И в ближайшее время ситуация будет развиваться именно в этом направлении. "Хотя то, что делает сегодня Минобразования может показаться радикальным, это вполне укладывается в мировые тренды: реструктуризация системы, повышение качества, внимание к крупным региональным вузам, более прикладной бакалавриат,— говорит Дмитрий Семенов.— Нам еще необходимо отбалансировать элементы советского наследия, и в перераспределении бюджетных мест, конечно, есть подводные камни и риски, но к резкому сокращению доступности образования пока это все-таки не ведет. У нас в стране очень высокий спрос на высшее образование, в том числе и платежеспособный".