Тони Блэру помянули иракское прошлое
Экс-премьера Британии уличили в преждевременном решении присоединиться к войне
Правительство Тони Блэра в 2003 году поторопилось присоединиться к военной операции США в Ираке, хотя не имело для этого законных оснований. Таковы результаты работы британской независимой комиссии, которая в течение семи лет искала ответ на вопрос о целесообразности участия страны в борьбе с режимом Саддама Хусейна. Премьер Дэвид Кэмерон вчера призвал вынести из этого случая уроки, анонсировав двухдневное разбирательство в парламенте. С докладом уже ознакомились и в самом Ираке. Депутаты парламента страны пообещали добиться подачи судебного иска "к Британии и ее союзникам, участвовавшим в оккупации", выразив надежду на то, что Россия окажет Багдаду поддержку по этому вопросу.
"Военная операция в тот момент не была последним средством"
Итоги работы сэра Джона Чилкота, возглавлявшего комиссию по расследованию причин и обстоятельств ввода британских войск в Ирак, выглядят внушительно. Подготовка документа началась при Гордоне Брауне — премьер-министре, сменившем Тони Блэра на этом посту,— и заняла семь лет. Комиссия изучила более 150 тыс. официальных документов и опросила 150 свидетелей. Итоговый доклад, как подсчитали британские журналисты, состоит из 2,6 млн слов. Это больше, чем в Библии, "Войне и мире" или полном собрании сочинений Шекспира.
Целью работы значился поиск ответа на вопрос, было ли необходимо и оправданно присоединение Соединенного Королевства к вторжению в Ирак в 2003 году. Вердикт обрадовал демонстрантов, которые вчера собрались в центре Лондона с плакатами "Тони Блэр — военный преступник". В документе утверждается: у правительства господина Блэра не было достаточных законных оснований для ввода войск в Ирак, а последствия такого шага были недооценены. "Британия приняла решение присоединиться к вторжению до того, как все мирные возможности разоружения были исчерпаны. Военная операция в тот момент не была последним средством",— заявил Джон Чилкот. В докладе особо подчеркивается, что решение было принято на основе ошибочной разведывательной информации о существовании в Ираке оружия массового поражения: на самом деле непосредственной угрозы Британии тогдашний лидер страны Саддам Хусейн не представлял.
Авторы расследования опровергают мнение тех, кто считал, что у Тони Блэра не было иного выхода, кроме как поддержать планы своего ключевого союзника — президента США Джорджа Буша-младшего. "Несогласие Франции и Германии с войной в Ираке не имело длительного воздействия на отношения этих стран с США",— говорится в докладе. И отмечается, что Лондон и Вашингтон до этого не совпадали по целому ряду вопросов — Вьетнамской войне, ситуации вокруг Фолклендов, арабо-израильскому конфликту и т. д. Тони Блэр, однако, предпочел с администрацией Буша не ссориться.
"В России уже устали исполнять роль Кассандры"
Сразу после публикации доклада Тони Блэр заявил, что принимает критику в свой адрес, хотя и не полностью согласен с выводами. Отметив, что испытывает "больше печали и раскаяния, чем можно подумать", он признал: присоединение к вторжению было самым "трудным, важным и мучительным решением за десять лет на посту премьера".
Впрочем, сразу после этого господин Блэр заверил: "Было правильнее отстранить от власти Саддама Хусейна, нежели не делать этого. И я не думаю, что наши действия стали причиной вспышки терроризма, которую мы сейчас наблюдаем на Ближнем Востоке и в других частях мира". Таким образом, он отверг вывод авторов доклада, что война в Ираке спровоцировала рост исламизма в регионе. "Это было правильное решение, которое сделало мир лучше и безопаснее",— резюмировал политик на специально созванной пресс-конференции.
Нынешний премьер Британии Дэвид Кэмерон вчера заявил, что страна "должна извлечь урок из того, что содержится в докладе". "Существуют специальные институты, в том числе Совбез ООН, чтобы решать и обсуждать такие проблемы... Для правильных решений необходимо, чтобы премьер создал такую атмосферу, при которой официальные лица и эксперты могли бы беспрепятственно оспаривать существующий политический курс и ставить под сомнение позицию министров и главы кабинета",— пояснил он свою мысль. При этом премьер не стал возлагать на своего предшественника всю ответственность. "Вопрос о вступлении в войну был поставлен на голосование в Палате общин, и депутатам с обеих сторон, которые проголосовали за военную операцию, придется взять на себя справедливую долю ответственности",— добавил он.
Более эмоциональным было выступление нынешнего лидера лейбористов, соратника Тони Блэра по партии Джереми Корбина. Вчера он от лица Лейбористской партии извинился за иракскую войну, назвав ее "актом военной агрессии, инициированным ложным поводом". "Вторжение было катастрофой, которая привела к фундаментальной потере веры в политиков,— заявил господин Корбин.— Вместо того чтобы обеспечивать безопасность внутри страны и за рубежом, был начат конфликт, который распространил террористическую активность во всем (Ближневосточном.— "Ъ") регионе".
Лейборист считает, что депутаты Палаты общин должны добиться привлечения господина Блэра к ответственности. Впрочем, по данным газеты The Guardian, речь может идти лишь о символической мере — требовании пожизненного запрета Тони Блэру занимать должность главы правительства. Подробности могут стать известны на следующей неделе: как сообщил Дэвид Кэмерон, парламент проведет подробное двухдневное обсуждение итогов работы комиссии Чилкота.
Доклад моментально вызвал международный резонанс. В частности, документ прокомментировали целый ряд российских политиков, которые дружно напоминали: Москва последовательно выступала против иракской войны, уличая ее инициаторов в нарушении международного права. "Лондону потребовалось целых семь лет, чтобы прийти к тому же выводу, что и мы еще 13 лет назад,— Великобритания присоединилась к военной кампании в Ираке до того, как возможности мирного разоружения были исчерпаны",— сообщил глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев, добавив, что в России "уже, честно говоря, устали быть правыми и исполнять роль Кассандры". Реакция его коллеги из Госдумы Алексея Пушкова была еще более эмоциональной. "Тони Блэр врет, как дышит: "развединформация была верной" до вторжения в Ирак! А потом вдруг стала неверной. Пример лживого порочного лидерства",— сказал он.
В самом Ираке тем временем уже выразили надежду на то, что Москва одними словами поддержки не ограничится. Депутат парламента страны Алия Насыф заявила агентству "РИА Новости", что вместе со своими коллегами планирует обратиться к правительству с требованием "подать в суд против Великобритании и ее союзников, которые оккупировали Ирак". Она выразила уверенность в том, что Россия — "единственная страна--постоянный член Совбеза ООН, которая поддержит позицию Ирака после подачи иска". Само правительство во главе с премьером Хайдером аль-Абади пока свою точку зрения по этому вопросу не обнародовало.