«Буквально небольшое изменение делает вещь не копией, а новым образцом»
Alibaba объявляет войну подделкам
Alibaba изымает контрафакт. Крупнейший в мире онлайн-ритейлер запустил систему для борьбы с подделками. С ее помощью производители смогут самостоятельно выявлять и отмечать фальшивые товары. Продукция, которая нарушает авторские права брендов, будет удаляться из поиска. Подробности — в материале Альбины Хазеевой.
Отношения Alibaba Group и крупнейших производителей одежды и обуви можно назвать довольно напряженными. В последние годы многие американские и европейские компании фактически называли торговую площадку «главной в мире витриной фейка». Иски против китайского интернет-гиганта подавал, в частности, французский холдинг Kering — он объединял претензии таких марок, как Gucci и Yves Saint Laurent. В заявлении говорилось, что Alibaba содействует продаже фальшивок на своих сайтах и получает от нее прибыль. В мае этого года несколько крупных ритейлеров объявили о выходе из Международной коалиции по борьбе с контрафактом после вступления в нее китайской компании. По мнению таких брендов, как Michael Kors, война против подделок ведется Alibaba недостаточно активно. После этого членство группы было приостановлено. Недавно глава компании Джек Ма в интервью Bloomberg заявил, что производители пытаются полностью переложить ответственность на торговые площадки.
«Спросите у любого бренда, было ли такое, что они указали нам на контрафактный товар, а мы не удалили его? Большинство компаний не сотрудничают с нами, вместо этого они натравливают на нас юристов, которые не имеют никакого представления об онлайн-торговле», — пояснил Ма.
Alibaba утверждает, что делает для борьбы с контрафактом больше, чем любая другая компания в мире. Интернет-гигант отчитывается о сотрудничестве с правоохранительными органами в Китае: в прошлом году онлайн-ритейлер способствовал аресту 300 человек, закрытию почти 50 производств и конфискации товаров на сумму $125 млн. Объявление о запуске специальной системы, которая упростит выявление подделок, стало еще одним шагом к укреплению репутации Alibaba. Правда, пока сложно оценить, насколько эффективна будет такая схема работы, отметила гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
«Фактически на сегодняшний день в индустрии моды интеллектуальная собственность может быть защищена только в форме легитимного использования логотипа или торгового знака. Если же скопирована сама модель, то буквально небольшое изменение на этой модели в виде других аксессуаров, небольшого изменения пропорций, цвета делает эту вещь уже не копией, а переработанным, новым образцом. Поэтому доказать, что аналогичная модель является контрафактной продукцией, очень трудно», — пояснила Лебсак-Клейманс.
Российские товарные агрегаторы также неоднократно становились объектом критики со стороны вендоров. Осенью 2014 года сразу несколько площадок, в том числе eBay, «Яндекс.Маркет», «Товары@Mail.ru» и Wikimart создали независимое объединение для борьбы с контрафактом. Предполагалось, что покупатели и производители на специальном сайте будут оставлять жалобы на недобросовестные интернет-магазины. До этого по похожей схеме пытался работать сам Wikimart, но серьезных результатов это не принесло, сообщил член совета директоров компании Максим Фалдин.
«Alibaba делает правильный, логичный шаг, перекладывая это на товаропроизводителя, на брендодержателя, чьи интересы наличие этого товара и нарушает, потому что это их бизнес, их задача — отслеживать. Мы в Wikimart в свое время вводили точно такую же, но более упрощенную систему, и у нас даже были некоторые отключения, хотя единственная компания, которая реально к нам обращалась, — это Apple. Остальные производители, несмотря на то, что громко шумели в прессе, что есть незаконно ввезенные товары, еще какие-то вещи, занимали при этом совершенно пассивную позицию», — подчеркнул Фалдин.
Недавно глава Alibaba Джек Ма заявил, что качество подделок, которые продаются на интернет-площадках, сегодня часто даже выше, чем оригинальных изделий. Он также отметил, что контрафакт продается по более адекватным ценам. Все это последствия бизнес-модели многих европейских и американских компаний, которые десятилетиями пользовались дешевой рабочей силой в Китае. Реплика вызвала большой резонанс, а в Alibaba Group вскоре заявили, что слова были вырваны из контекста.