"Победу" в Европе не ждут
Выход лоукостера за рубеж тормозится
Дочерний лоукостер "Аэрофлота" "Победа" столкнулся с трудностями при выходе на зарубежные маршруты. Немецкая Lufthansa заблокировала идею "Победы" продавать дешевые комплексные билеты Fly&Bus с доставкой пассажиров в Цюрих, а в австрийском Инсбруке лоукостер не добился слотов от Austrian Airlines. Опасения конкурентов оправданны: после начала полетов "Победы" в Бергамо Alitalia прекратила полеты оттуда в Москву. Впрочем, в России у "Победы" схожие сложности: развитие внутренних направлений несет риски конкуренции с другими авиакомпаниями группы "Аэрофлот".
"Победа" прекратила продажи комплексных билетов на автобус до Цюриха, включенных в стоимость рейса из Москвы до немецкого Меммингема, рассказал гендиректор лоукостера Андрей Калмыков. Источник "Ъ", близкий к ситуации, пояснил, что причиной стали требования авиавластей Германии, получивших жалобу от Lufthansa на низкие тарифы российской авиакомпании. "Победа" направила письмо по этому вопросу в Минтранс РФ, добавил он. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили. Пресс-секретарь Lufthansa Group Борис Огурский сообщил "Ъ", что "со стороны авиакомпании не поступало никаких жалоб на действия авиакомпании "Победа". По нашим данным, расследование было инициировано Министерством транспорта Германии по собственной инициативе".
Работающая с конца 2014 года "Победа" летает по 50 внутренним направлениям и восьми международным (рейсы за рубеж из Москвы начались с конца декабря 2015 года). Первыми зарубежными направлениями стали Братислава и итальянский Бергамо. Параллельно "Победа" внедрила сервис билета Fly&Bus — лоукостер летает в малозагруженные аэропорты с трансфером для пассажиров в крупные города (из Братиславы в Вену, из Бергамо в Милан). В феврале такой трансфер планировалось организовать из Меммингема в Цюрих. Стоимость билетов "Победы" с учетом трансфера начинается от 1,5 тыс. руб. (билеты на автобус из Меммингена до Мюнхена и Цюриха стоят от €8).
С проблемой "Победа" столкнулась и в австрийском Инсбруке (назначение на это направление получено в начале июля). Но лоукостер не может согласовать с авиакомпанией Austrian Airlines выделение части слотов в местном аэропорту. Господин Калмыков рассказал, что слоты в Инсбруке может дать только австрийская авиакомпания, у аэропорта нет свободных слотов. По словам гендиректора "Победы", на этом направлении "существует круглогодичный спрос" — как за счет полетов на горнолыжные курорты, так и из-за удачного географического положения, позволяющего быстро добраться до ряда европейских городов. Если лоукостер не получит допуск в Инсбруке, то Austrian Airlines также придется отказаться от этого направления: по межправительственному соглашению "авиакомпании обеих стран должны выполнять полеты на паритетной основе". Нежелание австрийцев давать слоты лоукостеру можно понять. Так, после выхода "Победы" на маршрут из Москвы в Бергамо Alitalia закрыла аналогичный рейс, на линии остался лишь "Аэрофлот" (три частоты в неделю).
Впрочем, "Победа" может отнимать часть пассажиров и у самого "Аэрофлота", который также не заинтересован в активной экспансии своего лоукостера на прибыльных европейских направлениях. Как сообщалось в апреле, зарубежные полеты "Победы" группа ограничила 10-15% от общего числа рейсов лоукостера. В руководстве компании отмечают, что сдерживание происходит во избежание риска возникновения монополизма. Теперь в "Победе" говорят о том, что ей "интересно летать по стране", где не нужны назначения и межправительственные согласования. Из-за таких требований компания не смогла начать полеты в Минск.
У "Победы" уже существует программа полетов из Екатеринбурга, Краснодара, Сочи и Анапы в российские регионы. Но развитие в петербургском Пулково маловероятно из-за высоких ставок на аэропортовое обслуживание, сообщил Андрей Калмыков. В Пулково также есть риск внутренней конкуренции: аэропорт является базовым для авиакомпании "Россия". В целом развитие в "Победе" напрямую связывают с пополнением парка. Сейчас "Победа" ищет на лизинговом рынке пять новых Boeing, сообщил Андрей Калмыков. Ранее источник в группе сообщал, что "Победа" планирует пополнить парк Boeing 737-800 в 2017 году.
Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что ставка на выбранную бизнес-модель оправдалась, "Победе" удается забрать часть клиентов у традиционных перевозчиков, в том числе западных. Но с учетом масштаба для крупнейших европейских перевозчиков "Победа" — лишь раздражитель, но не угроза. Эксперт считает, что решение о региональной экспансии оправданно: в отличие от ряда таких направлений на высококонкурентных маршрутах получать желаемую доходность в низкий сезон не получается.