Четыре процента для конкуренции
Остальные закупки госкомпаний от нее уклоняются
Реформа госзакупок, которую поручил ускорить Дмитрий Медведев, фактически остановилась. Весной глава Белого дома поручил перевести госзакупки и закупки госкомпаний в электронный вид, ввести для госкомпаний закрытый перечень способов закупок и заставить фонды и автономные учреждения закупаться по более строгому закону о госзакупках — 44-ФЗ. Однако в отношении госкомпаний Минэкономики уже пошло на компромисс и готовится предложить им электронные закупки только для лотов стоимостью меньше 5 млн руб. Фонды и автономные учреждения и вовсе не упоминаются в подписанном президентом тексте закона.
Минэкономики, ФАС и Федеральное казначейство отправили Дмитрию Медведеву очередной мониторинг закупок госкомпаний (копия есть у "Ъ") — он описывает первое полугодие 2016 года. 96% таких закупок производится на неконкурентной основе (51% — "у единственного поставщика", 45% — "иные способы"). Самих "иных способов" ведомства насчитали 3,8 тыс., включая "наш любимый способ закупок" и "неконкурентную закупку" (так их описывают в документации сами компании). Объем размещенных в ЕИС закупок составил 8,7 трлн руб. (на 1 трлн руб. больше, чем в первом полугодии 2015 года). Только 28% общего объема закупок (больше 2,4 трлн руб.) проводится в электронной форме, около половины — на трех площадках (Газпромбанк, B2B-Center и РЖД). Квоты на закупки малого бизнеса выполняются формально, а информация в отчетности не является в полной мере достоверной, посчитали в ведомствах.
Напомним, в апреле Дмитрий Медведев поручил ведомствам ускорить перевод на электронные процедуры всех видов закупок, ограничить перечень процедур и перевести под действие 44-ФЗ закупки фондов и бюджетных учреждений (см. "Ъ" от 9 апреля). В мае Минэкономики внесло в Белый дом согласованные с ФАС поправки (см. "Ъ" от 4 мая), которые в Госдуму так и не поступили. В подписанном же президентом законе, распространяющем действие 44-ФЗ на закупки ГУПов и МУПов, фонды и автономные учреждения не упоминаются.
Как рассказал "Ъ" источник в Минэкономики, с декабря 2015 года из-за действий крупных лоббистов так и не дождались внесения в Госдуму наиболее радикальных поправок правительства к законам о закупках — о переводе на электронные торги и госзакупок, и закупок госкомпаний. Особое недовольство крупных заказчиков вызвала идея перевести крупные закупки по 223-ФЗ на универсальные площадки госзакупок по 44-ФЗ, вывести расчетные центры с площадок в банки и сократить размер и сроки блокирования средств на счетах. По данным собеседника "Ъ", оба проекта сейчас находятся на согласовании в главном правовом управлении президента.
Именно непринятие поправок, сконцентрированных в 44-ФЗ, сделало невозможной реформу закупок госкомпаний, отметили в Минэкономики. 23 июня поправки обсуждались на совещании в комитете по экономической политике Госдумы — там сенатор Николай Журавлев обнародовал письмо Сбербанка с критикой проекта, рассказал "Ъ" участник совещания. Мобильный телефон господина Журавлева вчера не отвечал, в Сбербанке тему не комментируют. По сведениям источника в Минэкономики, против ряда позиций проекта выступал и ВТБ — там также отказались комментировать законопроекты до их внесения в Госдуму.
На этой неделе Минэкономики на своем сайте представило новую редакцию поправок к 223-ФЗ. Министерство предлагает дать возможность корпорации малого и среднего предпринимательства жаловаться в ФАС при нарушениях на торгах, а если госкомпании не выполняют лимит закупок у малого бизнеса или публикуют о них неверные сведения, их до конца года можно будет частично перевести под закон о госзакупках 44-ФЗ.
Впрочем, проект содержит ряд уступок госкомпаниям в сравнении с ранее обсуждавшимся ужесточением политики. Перечень закупочных процедур предлагается ограничить лишь частично, разделив их на закрытые и открытые конкурентные закупки "у единственного поставщика" и "иные способы". При этом первые три вида будут применяться только для закупок стоимостью меньше 5 млн руб.— а для крупных заказов "иные способы" останутся в силе.
"Это не способствует конкуренции",— отметили на площадке "Сбербанк-АСТ" — весь проект там посчитали сырым и непроработанным. Гендиректор "РТС-Тендер" Виктор Степанов и глава Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов считают, что эта мера выглядит как эксперимент, который позволит протестировать работоспособность новых норм — и затем постепенно распространить их на другие сегменты рынка закупок.
"Непринятие поправок в весеннюю сессию — большая ошибка. Мы полностью поддерживаем электронизацию сферы закупок. Кроме того, в части регулирования финансового обеспечения я считаю, что ЭТП не должны быть по своей сути структурными подразделениями банков, иначе конкуренция между площадками превращается в конкуренцию между банками. ЭТП должны конкурировать в равных условиях и развивать свои сервисы за счет комиссий",— сказал "Ъ" совладелец АО ЭТС (ЭТМ ММВБ) и "Фабрикант" Сергей Габестро.