«Большинство автоконцернов сейчас находится в выжидательной позиции»
Новая стратегия развития автопрома должна привлечь иностранные компании
В правительстве приступили к разработке стратегии развития автопрома, а также правил новой промсборки. По данным газеты «Коммерсантъ», необходимо создать новые формы инвестиционных режимов, благодаря которым Россия на фоне снижения пошлин не потеряла бы привлекательности для иностранных компаний. Говорят также о сквозной, реальной локализации и о том, что иностранные компании должны будут развивать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в соответствии с нуждами России. Генеральный директор компании Vector Market Research Дмитрий Чумаков обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.
— Что имеется в виду под разработкой новых правил промсборки?
— Вы знаете, в России было, в общем-то, два основных этапа промышленной сборки. Первая программа началась в 2005 году, следующий этап был примерно через 5-6 лет, и, в общем-то, программы подразумевали определенные льготы по импорту автокомпонентов для производства автомобилей взамен на локализацию производства. При этом, без сомнения, автомобильная отрасль интересна тем, что она объединяет вокруг себя большое количество других компаний, которые являются поставщиками для непосредственно производителей автомобилей, например, производителей комплектующих. И также, без сомнения, важным является наличие не только производственных площадок, а центров научно-исследовательской разработки перспективных моделей на территории Российской Федерации, поскольку как наличие производства компонентов, так и наличие инновационных центров на территории страны — это то, что определяет роль определенного государства на мировом автомобильном рынке.
— То есть речь идет об иностранных брендах?
— Да, насколько я понимаю, здесь речь идет об иностранных брендах, для многих из которых российский рынок, с одной стороны, является очень привлекательным, с другой стороны, учитывая, что сейчас, если посмотреть на прошлый год, его результаты, мощности были загружены меньше, чем на половину от тех иностранных компаний, у которых есть производство в России.
Конечно, важно, чтобы то, что производится в России, продавалось не только на российском рынке, но и на зарубежных рынках, а для этого как раз важно, чтобы было и производство комплектующих, избыточное по объемам для одной только страны, одного рынка. И также научно-исследовательские разработки, разработки технологий, которые можно экспортировать, тогда рынок автомобильный уже выходит за рамки одной страны и становится частью мировой автомобильной системы.
— А как можно привлечь иностранные бренды для того, чтобы они открывали свое производство в России? Потому что по итогам прошлого года бренды из России только уходят, и в ближайшее время, по-моему, только одна автомобильная компания планирует открыть новый завод в Подмосковье.
— С одной стороны, только одна компания заявила сейчас, что планирует создавать завод в Подмосковье, и, учитывая, что мы говорим здесь о премиальном сегменте, то, в общем-то, геолокация крайне правильно, по моему мнению, выбрана, потому что в Московском регионе находится порядка 30-40% от рынка сбыта автомобилей данной марки. Что же касается тех, кто ушли, — ушло не так много, в общем-то, автопроизводителей, я бы тоже сказал, что здесь абсолютно штучная история, и большинство автоконцернов сейчас находится в выжидательной позиции, и, по нашим оценкам, уже к концу года ситуация на автомобильном рынке начнет постепенно восстанавливаться, и дальше будет медленное, но все-таки восстановление автомобильного рынка. И для того, чтобы маржинальность автопроизводителей в России увеличивалась, необходимо, чтобы здесь были и разработки, и производство, и производство комплектующих компонентов, тогда продукт, который будет производиться в России, будет востребован не только на территории Российской Федерации. Мы помним, что Россия еще совершенно недавно была одним из крупнейших в Европе автомобильных рынков и, в общем-то, таким будет, я думаю, лет через 5-7 снова. Но также автомобили, производимые в России, смогут быть конкурентоспособными, разных марок, я имею в виду с точки зрения себестоимости, с точки зрения эффективности логистики и всего остального на других странах Восточной и Западной Европы, как минимум.
— А есть уже какие-то предположения, как мы это все можем обеспечить? И локализацию производства, и производство комплектующих? Потому что пока, насколько я понимаю, четкой концепции этой третьей промсборки нет, но можно же предполагать, как можно привлекать инвестиции, западных партнеров. Это тоже будут таможенные пошлины или что-то другое?
— Вы знаете, здесь есть целый ряд инструментов, который может использовать государство. Конечно, если говорить о наиболее очевидных инструментах, это то, что связано с таможенными пошлинами, это могут быть какие-то налоговые преференции, налоговые вычеты, это может быть какая-то, в том числе и финансовая, поддержка, если речь будет идти о создании центров НИОКР на территории Российской Федерации. Но по факту сама система еще находится на этапе разработки, и поэтому говорить о том, насколько она будет эффективной и какие именно составляющие у нее будут, пока еще рано.