Андрей Петухов: «Мы в „Роднике Алтая“ сместили акцент с лечения на оздоровление»

Здравницы города-курорта Белокуриха отмечают беспрецедентно высокий спрос на свои услуги. Генеральный директор санатория «Родник Алтая» Андрей Петухов в интервью рассказал о причинах феномена, особенностях ведения бизнеса в условиях кризиса и ближайших планах возглавляемого им учреждения.

Фото: Валерий Титиевский, Коммерсантъ

— Андрей Юрьевич, санаторию «Родник Алтая» в текущем году исполнилось 18 лет. С какими итогами компания подошла к этой дате?

— Наше 18-летие — замечательная дата. Совершеннолетие и в то же время юность. Мы уже многого достигли, состоялись как успешная алтайская здравница. В качестве примера могу сказать, что практически каждый пятый наш гость в этом году — наш лояльный клиент, вернувшийся к нам как минимум во второй раз. Ну и очень много перемен, интересных трендов за последние несколько лет, некоторые нас самих приятно удивили.

— Например?

— Появившийся в последние пару лет интерес новых клиентов, отдохнувших часто впервые на российском курорте. Да, это связано с некоторым ограничением выездного туризма и курсом рубля, но удовлетворенность и оправданные ожидания наших новых, первичных клиентов, которые остались довольными, уже возвращаются к нам, рекомендуют друзьям и, планируя в дальнейшем отдых, имеют в виду российские курорты как достойную альтернативу загранице, — явление кумулятивного свойства. Кстати, «открытие Турции» в последние дни мы не воспринимаем как серьезную угрозу. Репутация российских курортов нарабатывалась в течение всех двухтысячных, и, когда потребительский выбор был «заострен» спецификой 2015 года, в клиентском сознании уже был готов ответ самому себе.

По результатам наших исследований трехлетней давности, доля российских потребителей санкура составила примерно шесть процентов от численности россиян. Уже тогда принципиальным для нас было решение не «толкаться» на этой поляне, а выходить на потребителей, которые раньше не рассматривали российские санатории как место отдыха и формат отдыха. И мы не ошиблись.

— Как вы определяете для себя своих новых потребителей?

— Мы сделали ставку не просто на аудиторию, которая сознательно выбирает нас, чтобы укрепить свое здоровье, а на людей семейных, у которых есть дети. Обобщенный портрет нашего гостя выглядит на удивление позитивно. Это горожанин 28–45 лет, топ-менеджер, владелец бизнеса или востребованный специалист, житель региональной столицы — (Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск) или крупного областного центра. Как правило, эти люди имеют опыт отдыха на зарубежных курортах, у них четко проработанные модели потребительского поведения — они детально знают, чего хотят от конкретного места, детально формулируют запросы. Более того, они готовы расширить свои ожидания от привычного отдыха до отдыха оздоровительного, полезного для сохранения и укрепления здоровья. Это очень мобилизующий тип клиентов. В большинстве случаев это глава семьи с ребенком. Семьи — это новая статистическая доминанта клиентуры санатория. Количество детей в 2015 году в санатории в абсолютном выражении превысило 2,5 тысячи, то есть практически каждый пятый гость здравницы моложе 14 лет.

— Что ваши гости получают, оплатив путевку?

— У нас вы получаете «отдых под ключ»: проживание в номерах выбранного уровня, трехразовое питание, оздоровительные процедуры и, не побоюсь так сказать, разнообразнейшую досуговую инфраструктуру. Мы позиционируем себя как семейный санаторий и серьезно вкладываемся в «детскую составляющую». Для ребятни разрабатываются специальные лечебные программы, специальные развлекательные мероприятия, санаторий даже детское меню ввел для маленьких гостей с полутора лет. Более того, в этом году мы вложились в модернизацию комплекса бассейнов, и так самого крупного на курорте. В начале июня у нас появилась четвертая чаша — для самых маленьких. Уже сейчас видно, что мы не ошиблись. Свободных шезлонгов рядом с «лягушатником» практически нет. Кстати, три из четырех чаш комплекса — подогреваемые, поэтому и закрываем мы их только к 1 октября.

— Если вернуться к санаторию как медицинскому учреждению, что он может предложить?

— Курортно-оздоровительная отрасль — это, кстати, уникальная реалия, которая существовала лишь в СССР и странах социалистического блока. Ни во Франции, ни в Италии, ни в Израиле ничего подобного не было. Там существует только рекреационный туризм с небольшой оздоровительной составляющей: СПА, косметология, воды. А такой сферы, как в СССР, — отрасли на стыке медицины и индустрии отдыха — не было нигде больше.

Наши «фишки» — это именно оздоровление и респектабельный релакс. У нас 15 врачей по 11 направлениям, множество программ по разной медицинской проблематике. Ассортимент оздоровительных курсов и процедур ориентирован на самую горячую проблематику активного класса: «офисные» заболевания, тонусные сбои среднего возраста, сити-стресс, косметологические проблемы, кумулятивную усталость.

Кстати, у нас есть собственный пивзавод, он варит пиво специфического назначения — для оздоровительных пивных ванн. У пива тут только такая роль. Все пространство — безалкогольная территория. Впрочем, у нас столь интересный ассортимент напитков в фитобарах, что про горячительные наши гости и не вспоминают. Погудеть в отпуске — это не их целевая модель.

— Во что вы инвестируете?

— Прежде всего в повышение гостиничного уровня санатория с трех до четырех звезд. Первые серьезные шаги в этом направлении уже сделаны. Только что в санатории завершилась реконструкция части номерного фонда. Обычные одно- и двухместные «стандарты» превратились в люксовые номера и современные, комфортабельные студии за счет увеличения площади, полного ремонта, замены мебели и сантехники. Это недешево, но в «Роднике Алтая» ориентируются на запросы новой целевой аудитории. Не забываем про новое медицинское оборудование. Комплекс бассейнов вот расширили. (Улыбается.)

— Реконструируют номерной фонд и другие санатории Белокурихи. Можно ли ожидать, что в скором времени отдых в этом городе-курорте заметно подорожает?

— Могу сказать, что уровень санаторно-курортных услуг в Белокурихе вырастет точно. Естественно, с ростом себестоимости вырастет и стоимость путевок. Тем не менее я не считаю, что отдых в Белокурихе станет дорогим. По мере выхода страны из кризиса и роста благосостояния людей возросший уровень отдыха в Белокурихе станет доступнее.

— Как за последние два года изменилась конкуренция? Как повлияет на рынок «Белокуриха-2»?

— Конкуренция в Белокурихе держится на стабильно высоком уровне. Если бы санатории здесь не были столь разносторонними и качественными, то не было бы того потока отдыхающих, который мы видим сегодня. Напомню, что в этом году Белокуриха как город-курорт в пятый раз завоевала звание лучшего курорта России. Что касается «Белокурихи-2», то ожидается, что это будет предложение более высокого уровня, рассчитанное на состоятельную аудиторию. Поэтому прямой конкуренции с отелями и санаториями «Белокурихи-2» мы не ожидаем.

— Есть ли сезонность у вашего бизнеса?

— Сезонность есть, но не такая ярко выраженная, как у курортов Черноморского побережья. Среднегодовая заполняемость санатория «Родник Алтая» составляет порядка 85 процентов.

— Какова география отдыхающих, как она изменилась за последние годы?

В последние три года мы отметили ощутимый рост интереса и двукратный рост продаж в европейской части страны. До этого основными «поставщиками» гостей были регионы Сибири и их центры — Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Томск, Тюмень, Кузбасс, Якутия. В Сибири и Белокуриха известна, и репутация нашего санатория наработана. Многие из сибиряков — это повторные клиенты. А приток гостей из Европейской России — это в некотором смысле приятная неожиданность для нас. Ведь в рекламу по ту сторону Урала мы практически не вкладывались. Значит, это именно тот самый репутационный капитал — статус, который наживается небыстро, даже не за два сезона. Но если уж он есть, это объективно.

— Какие задачи стоят перед санаторием?

— Ценности, которым мы привержены, которыми хотим поделиться, — хорошо проработанная тема детства и семейного отдыха. В самом широком смысле — мы хотим показать, как можно привнести в жизнь привычки здорового образа жизни. Практически все рано или поздно переходят от этапа, когда ты здоровье «тратишь», к этапу, когда ты его начинаешь беречь. И где, как не в санатории, это показывать, делиться навыками, привычками и инструментами здорового образа жизни.

Вся лента