«Сложно оценить реальный ущерб от того, что сделал Потеев»
В Штатах умер шпион, выдавший Анну Чапман
В США умер экс-полковник российской разведки Александр Потеев. Об этом сообщил «Интерфаксу» анонимный источник. Другой собеседник агентства не исключил, что «это может быть дезинформация, направленная на то, чтобы о предателе просто забыли». В 2011 году российский суд заочно приговорил Потеева к 25 годам тюрьмы за шпионаж и выдачу гостайны. Как следует из решения суда, бывший полковник на протяжении 10 лет сотрудничал с ЦРУ. По данным следствия, благодаря этому американские спецслужбы в 2010 году раскрыли личности агентов российской службы внешней разведки, в том числе Анны Чапман. Ущерб государству от действий Потеева был оценен в $50 млн. Главный редактор сайта «Агентура.ру» Андрей Солдатов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Сейчас пока нет ни официального подтверждения, ни опровержения этой информации, как вообще к ней относиться?
— Учитывая, что еще один перебежчик, Сергей Третьяков, который перебежал в 2000 году, загадочно умер в 2010 году, подавившись куском мяса, то, конечно, цепь таких событий настораживает. Другое дело, что здесь складывается ощущение, что если речь и идет о дезинформации или операции по вбросу какой-то информации, то, скорее, речь идет об операции российских спецслужб, нежели американских, потому что источником информации является российское агентство, а не американские СМИ. И здесь вопрос заключается в том, зачем этот вброс был сделан. А это уже интересно.
— А зачем он мог быть сделан?
— Я так понимаю, могут быть две версии, по крайне мере, я могу придумать только две. Первая, самая неприятная — что это послание о том, что так и будет происходить с перебежчиками и предателями. А другая история — что, возможно, Потеев действительно умер своей смертью, и эта информация была по каким-то частным каналам переправлена его родственникам или его знакомым здесь. Но российские спецслужбы, которые, видимо, работали с этим окружением, просто решили засветить эту информацию, чтобы послать вполне себе публичное послание о том, что подумайте дважды прежде, чем совершать такие поступки и перебегать на другую сторону.
— Это может быть убийство, или могли быть какие-то другие причины? Что вообще известно о жизни Потеева в Соединенных Штатах в последнее время — болел он или не болел?
— Ничего неизвестно, из-за этого мне представляется странной идея о дезинформации, чтобы там все о нем забыли, потому что, по большому счету, он и так уже был защищен программой по защите свидетелей, у него было изменено имя, никто, кроме его семьи, не знал, где он жил. Вбрасывать такого рода информацию для этого точно было не нужно. Поэтому я все-таки довольно скептически отношусь к версии об убийстве, потому что я думаю, что такого уровня человека защищали достаточно хорошо. Другое дело, что у меня ощущение, что просто наши спецслужбы воспользовались этой ситуацией, чтобы представить ее в том свете, в каком им было это интересно.
— А как в реальности можно оценить ущерб разведки от действий Потеева? В суде этот ущерб оценили в $50 млн, но откуда вообще взялась эта цифра, как это все оценивается?
— Это крайне интересная история, потому что за последние годы на Потеева валили абсолютно все провалы, которые происходили в Службе внешней разведки. То есть от провала 10 наших нелегалов до недавней истории про российского нелегала, пойманного в Испании, и все это утверждали, что во всем виноват Потеев. Я, честно говоря, в этом немножко сомневаюсь, мне кажется, не может один человек иметь доступ ко всей этой информации. Но это очень удобная версия для всех, потому что если у СВР есть имя предателя, на него можно свалить все, это предполагает, что внутри Службы внешней разведки не будет происходить никаких внутренних разборов полетов, ведь во всем всегда предатель виноват. Поэтому, к сожалению, из-за того, что есть такая позиция, очень сложно оценить реальный ущерб от того, что сделал Потеев.
— Скажите, мы в итоге-то узнаем, что случилось с Потеевым или нет?
— Я думаю, сейчас американцы будут вынуждены ответить на заявления российской стороны, и, учитывая предыдущий опыт, то есть опыт с Сергеем Третьяковым, когда проведено расследование, потому что тоже были подозрения в убийстве, и, насколько я помню, ФБР написал специальное заявление, что он действительно подавился и так далее. То есть какая-то официальная реакция от американской стороны будет.
— Россия будет хоть как-то участвовать в этом расследовании или нет?
— Нет, я думаю, что, конечно, нет. Это абсолютно исключено.