Пояс против санкций
Техническое сотрудничество
Китай расширяет инвестиционное присутствие в России. Фонд Шелкового пути в марте получил 9,9% в крупнейшем проекте НОВАТЭКа "Ямал СПГ", а Sinopec в конце 2015 года приобрел 10% СИБУРа. Также фонд и Sinopec проявляют интерес к покупке еще 10% акций нефтехимической группы. На рынке считают, что китайское финансирование останется жизненно важным для многих российских компаний по крайней мере до тех пор, пока не будут сняты западные экономические санкции.
В конце мая в протоколе Российско-китайской межправительственной комиссии был зафиксирован интерес китайских инвесторов к приобретению дополнительных 10% акций СИБУРа. Российские власти благосклонно смотрят на такое сотрудничество. В протоколе отмечалось, что российская сторона "будет приветствовать интерес китайских финансовых и стратегических инвесторов, таких как Фонд Шелкового пути, CDB Capital, Sinopec, к приобретению дополнительных 10% акций СИБУРа". В целом правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила покупку Китаем до 20% нефтехимической компании. Эксперты отмечают, что СИБУР заинтересован во вхождении китайских инвесторов в капитал не столько с точки зрения привлечения денег, сколько для того, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции в КНР.
Предыдущую крупную инвестицию Китай сделал в проект второго по величине российского производителя газа НОВАТЭКа "Ямал СПГ". Китайский Фонд Шелкового пути в марте получил в нем 9,9%, заплатив €1,087 млрд. Также китайцы предоставили НОВАТЭКу кредит на €730 млн на 15 лет. "Ямал СПГ" предполагает строительство завода по сжижению газа на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале (запасы по PRMS — 926 млрд кубометров газа). Мощность трех линий — 16,5 млн тонн СПГ в год. Помимо НОВАТЭКа (владеет 50,1% акций "Ямал СПГ") акционерами являются китайская CNPC и французская Total (по 20%).
Вхождение SFR было важно для "Ямал СПГ", так как эти инвестиции способствовали привлечению кредитов у китайских банков (около $12 млрд из общей суммы внешних заимствований в размере до $19 млрд). До этого строительство завода приходилось финансировать акционерам проекта, кроме того, 150 млрд руб. было выделено из ФНБ.
Финансирование со стороны китайских банков и фондов для ряда российских компаний оказалось фактически единственным шансом реализовать проекты, после того как Запад ввел экономические санкции в отношении России. При этом сотрудничество является взаимовыгодным на фоне спада в китайской экономике и перепроизводства, которое требует крупных рынков сбыта. С целью поддержания своей экономики КНР в 2014 году приступила к реализации концепции "Один пояс, один путь", которая включает проекты "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века". Фонд Шелкового пути объемом $40 млрд стал финансовои? платформой масштабного проекта. Учредителями фонда в 2014 году выступили ЦБ КНР (65%), Китаи?ская инвестиционная корпорация (15%), Экспортно-импортныи? банк Китая (15%), Китаи?скии? банк развития (5%). В течение 2015 года фонд, по экспертным оценкам, профинансировал проектов на общую сумму $4-5 млрд.
Помимо участия в российских активах Фонд Шелкового пути 20 апреля 2015 года подписал с China Three Gorges Corporation и Private Power and Infrastructure Board of Pakistan меморандум о сотрудничестве в строительстве ГЭС Karot на реке Джелам на северо-востоке Пакистана. Этот проект является частью плана создания китайско-пакистанского экономического коридора, считающегося одной из важнейших составляющих Экономического пояса Шелкового пути. Для совершения сделки фонд приобрел долю в China Three Gorges Corporation, а также присоединился к консорциуму, созданному совместно с Экспортно-импортным банком Китая для кредитования гидроэнергетического проекта. Общая сумма инвестиций оценивается в $1,65 млрд. Планируется, что строительство гидроэлектростанции будет завершено к 2020 году.
Кроме того, Фонд Шелкового пути выкупил 25% китайской корпорации China National Tire & Rubber Co. за $1,8 млрд. Эти и другие привлеченные средства CNRC использовала для поэтапной скупки акций итальянской Pirelli. К концу октября 2015 года китайцы контролировали 98% предприятия. Интерес Китая к этой компании обусловлен желанием получить доступ к производственным технологиям и обеспечить себе выход на европейские рынки. Под контроль КНР перешли также зарубежные активы Pirelli, включая Кировский и Воронежский шинные заводы в России.
Уже в конце 2015 года Фонд Шелкового пути заключил рамочное соглашение с казахской Kaznex Invest по формированию Китайско-казахстанского фонда промышленной кооперации. В перспективе китайский фонд может предоставить новой структуре около $2 млрд на финансирование совместных промышленных проектов.
Сейчас, говорят эксперты, не лучшее время для крупных стран — даже Китай испытывает трудности с темпами роста и спросом. Поэтому страна заинтересована во вложении денег в новые проекты, и Россия с этой точки зрения является одним из наиболее интересных партнеров с учетом масштабных планов Китая развития в нефтегазовом и нефтехимическом секторе. Поэтому, уверены эксперты, в обозримой перспективе можно ожидать новых договоренностей в этой сфере.