«"Шинель" в режиссерской интерпретации больше похожа на петербургский триллер»

Театральный обозреватель «Коммерсантъ FM» Марина Тимашева рассказала о спектакле «Шинель» в театре «Современник».

Фото: Павел Смертин, Коммерсантъ

На этой неделе ничего нового театры не покажут, поэтому поищем в афише то, что обязательно надо видеть, и найдем спектакль «Шинель» театра «Современник». Его поставил Валерий Фокин, поклонник и глубокий истолкователь творчества Николая Васильевича Гоголя.

Акакий Акакиевич описан в повести как человек почти бесплотный. На эту роль режиссер пригласил Марину Неелову. Выдающаяся и бесстрашная актриса на него отозвалась, и ни один зритель никогда и нипочем не поверит, хоть бы и сто раз прочитал ее имя в программке, что видит Неелову. Кажется, что эта «мультяшная» фигурка сошла с иллюстраций к «Шинели» Юрия Норштейна: лысая голова, которую обрамляют кустики седеньких волос, лицо испещрено морщинами, тощее тельце утопает в облезлом мундире, походка напоминает чаплинскую.

Этот фантастический персонаж, какой-то инопланетянин, без пола и возраста, без рода и племени, пропевает каждое слово по букве так, что смысл слов ускользает и остается чистая, жалобная, мечтательная мелодия. Даже скрип гусиного пера, которым Акакий водит по бумаге, тоже звучит музыкой. «Нужно знать, — гласит авторский текст, — что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Партитуру к спектаклю написал композитор Александр Бакши. Кажется, что в ней оживает и звучит зловещее пространство Петербурга, словно бы оно, соблазнив Акакия Акакиевича мечтой о шинели, овладевает его душой и ее губит. «Петербургская повесть» Гоголя «Шинель» в режиссерской интерпретации Фокина больше похожа на петербургский триллер.

Сегодня и завтра на сцене, а также благодаря прямой трансляции на фасаде Большого театра можно посмотреть балет Джорджа Баланчина «Драгоценности».

Вся лента