Детальный подход
Вторая жизнь автомобильных запчастей
Чтобы автомобиль был внешне привлекательным, трудятся десятки дизайнеров. О внутренней красоте машины - той, что под капотом, под кузовом, под пластиковыми кожухами, - никто не задумывается. Инженерам важны лишь функциональность каждой отдельной детали и их слаженная работа. Но уже давно подмечено, что двигатель внутреннего сгорания порой выглядит как истинное произведение искусства, монументальное и величественное. А из разного рода шестеренок, поршней и подшипников руки так и чешутся что-нибудь смастерить. Собственно, в мире много умельцев, которые из деталей автомобиля не то что мебель делают - одежду порой шьют. Но в родном отечестве подобные экспериментаторы встречаются довольно редко. А потому каждый новый проект - более чем интересен.
Компании ArtGear от роду и года нет. Зато у них уже есть компаньоны, которые готовы продавать их лампы из распредвалов в Германии, а некоторые доброжелатели и вовсе прочат фирме большой коммерческий успех в Америке, где ко всему имеющему отношение к автомобилям всегда был повышенный интерес.
Основатель амбициозной, но очень маленькой компании ArtGear - Иван Тайгунов. Не дизайнер, не художник, а обыкновенный выпускник МАДИ. Он работал у разных крупных автомобильных импортеров, развивал дилерские сети, внедрял, курировал, консультировал. Но, знаете, бывает такое чувство, когда хочется что-то делать своими руками, аж тоска берет.
Свою первую лампу из запчастей он делал долго и с удовольствием. Друзья не на шутку нахваливали результат. И так, лампа за лампой, стало очевидно, что, в отличие от внедрения и курирования, процесс создания предметов интерьера из автомобилей деталей - штука не просто увлекательная, но и прибыльная. На прошедшей в мае этого года выставке "АрхМосква" девять из десяти человек задавали на стенде ArtGear вопрос: "А вы, ребята, русские, что ли?" Всем казалось, что они, вероятно, из Голландии там или Англии, раз делают такие стильные предметы интерьера. И это из уст соотечественников, кажется, лучшая похвала.
Наша сверхцель заключается в том, чтобы название компании стало именем нарицательным, названием нового стиля.
Мы делаем вещи как в единственном экземпляре, так и ограниченным тиражом. Сейчас у нас можно купить разного рода светильники, стол, журнальный столик, стеллаж, настольные часы. Скоро ассортимент расширится, появятся барные стулья, кресла, люстры, даже аудиосистема. Более того, уже сейчас мы готовы полностью обставить и декорировать в нашем стиле рабочий кабинет.
В предметах, которые мы создаем, мы совмещаем то, что создано природой, и то, что сделано людьми, а именно разного рода металлические детали автомобилей и мотоциклов. Можно сказать, наша сверхцель заключается в том, чтобы название компании стало именем нарицательным, названием нового стиля оформления интерьеров, в котором дерево гармонично сочетается с автомобильными механизмами и деталями.
Много раз нас просили сделать стол из блока двигателя, на котором будет закреплена столешница. Все видели, наверное, подобную мебель, это очень популярно. И сделать ее очень просто, поэтому мы этим не занимаемся. Нам это не интересно, мы хотим делать только особенные вещи.
На проектирование одной лампы я в среднем тратил три недели. Это очень увлекательный процесс. Важно было, чтобы с точки зрения дизайна предмет смотрелся интересно. При этом нельзя было забывать о том, что все используемые запчасти должны быть доступны к заказу в определенном количестве. Обычно мы выпускаем серии примерно из двадцати экземпляров. Но самая большая сложность была в том, что в одном продукте совмещаются детали из разных материалов. Например, алюминиевый диск и чугунная шестерня. И нужно было придумать способ их соединения.
В одной из наших ламп используется тормозной диск, шестерни коробки передач и амортизаторная стойка, все мотоциклетное. А есть полностью "автомобильные" модели. Например, одна лампа сделана из распределительного вала автомобиля и шестерни коробки передач. В подвесных светильниках тоже используются шестерни коробки передач, а бра выполнено из коллектора Mitsubishi Evolution. Настольные часы сделаны из поршня двигателя и пользуются большим спросом. Даже из Уганды был заказ, но, судя по письму, это все-таки были какие-то жулики.
Для мелких серий мы используем новые запчасти. А под заказ обычно приходится искать что-то особенное. Вот из того, что сейчас в работе, - валы от Porsche 911 выпуска 1975 года и Dodge Challenger с мотором 6,2 л, элементы от двигателя V8 Jaguar 1991 года. Люди хотят, чтобы вещь обладала какой-то историей. Или, быть может, у человека что-то связано с конкретной моделью автомобиля. Или он начинает таким образом двигаться к приобретению какой-то конкретной машины: сначала лампу купил, а потом уже и автомобиль.
Ищем мы нужные детали всеми возможными способами. Вот недавно пришла посылка из Штатов с деталями амортизаторной стойки Harley-Davidson. И к ней записка: "Спасибо за покупку. Приятных поездок". Продавец и не подозревает, что мы из этого сделаем.
Я знаю в Москве одного специалиста, он из автомобилей делает диваны и кровати. Как правило, из "Волг". Очень популярная тема, но не наша. Мы интересуемся тем, что внутри автомобиля, тем, чего обычно не видно. Вот, например, вал: над ним работали инженеры, его вытачивали рабочие. Над ним трудилось много людей, друг с другом не знакомых. А потом он попадал к нам, и мы дали ему вторую жизнь. Все привыкли видеть красоту автомобиля снаружи. Но внутри него тоже много красоты, которую мы и используем в наших вещах. И кроме того, что эти детали очень стильные, они еще и очень функциональные.
В институте мы изучали проектирование транспортных средств, поэтому я знаю, как все устроено. В отличие от тех, кто учился именно дизайну. Если они работают с автомобилем в качестве исходного материала, они часто сталкиваются с проблемой, потому что не понимают детально его устройства. Забрался дальше кузова - а там неизведанный космос. Они говорят, что мне гораздо проще работать.
Пришла посылка из Штатов с деталями амортизаторной стойки Harley-Davidson. И к ней записка: «Спасибо за покупку».
Мы - маленькая компания, у нас всего-то два сотрудника. У нас нет крупных инвесторов, но, несмотря на разного рода трудности, мы стараемся постоянно развиваться. К тому же мы пришли в эту область деятельности со стороны. Мы "не в тусовке", у нас нет клиентской базы и связей. Все, чего бы добиваемся, мы добиваемся исключительно качеством того, что делаем. Это потрясающее чувство, когда людям нравится то, что ты создаешь. И я пока не встречал человека, который бы сказал нам, что ему не нравится то, что мы делаем.