«Российская экономика стала тормозить еще на пике сырьевых цен»
Дефицит российского бюджета в 2017 году превысит 3% ВВП. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Он предложил снизить расходы, не связанные с социальными выплатами. Экономика России не начнет полноценно функционировать без инвестиций в человеческий капитал, уверен журналист Андрей Галиев.
Возглавляемая Алексеем Кудриным стратегическая группа президентского экономического совета посвятила первое же свое заседание после установочного теме человеческого капитала. Это хорошая новость, поскольку тем самым был продемонстрирован приоритет разработки действительно ключевой для будущего страны проблемы. И логика здесь, как мне представляется, следующая: стоит задача разгона экономического роста — не столько потому, что так ее сформулировал Владимир Путин, сколько потому, что от устойчивого роста экономики напрямую зависит качество жизни каждого конкретного человека.
При этом предыдущая модель роста, в которой мы жили последние 10-12 лет, себя исчерпала полностью, поскольку она была построена на увеличении спроса, оплачиваемого растущими нефтегазовыми доходами. И дело не только в том, что цена на наше сырье упала без каких-либо перспектив серьезного восстановления. Российская экономика стала тормозить еще на пике сырьевых цен, упершись в структурные и институциональные ограничения: неэффективность избыточного государственного сектора, отсутствие конкуренции и так далее, — список хорошо известен.
Новая модель может быть построена на увеличении предложения. Расширение производства товаров и услуг, конкурентоспособных на глобальном рынке, — только таким образом можно заместить выпавшие экспортные доходы, а заодно выйти на траекторию устойчивого роста, не зависящего от сырьевой конъюнктуры. Сама возможность расширения конкурентоспособного производства зависит от трех факторов: количества рабочей силы — здесь мы ограничены демографией, объема инвестиций — здесь мы ограничены инвестиционным климатом, и производительности и того, и другого — и труда, и капитала. А производительность труда, в свою очередь, напрямую связана с качеством человеческого капитала, компетенциями и мотивацией тех людей, которым предстоит производить все это глобально и конкурентоспособно.
Основная проблема заключается в том, что создание компетенций, прежде всего через систему образования, само требует и денег, и времени. Даже в условиях нефтедолларового изобилия образование наше было недофинансировано, а уж поиск необходимых средств теперь требует кардинального изменения государственных приоритетов, но без этого — без увеличения доли образования в расходах бюджета, адаптации образовательной структуры к требованиям рынка, изменения уничижительного отношения к креативному классу — рассчитывать на экономический рост не приходится. Старый лозунг «Все во имя человека, все во блага человека» начинает играть новыми капиталистическими красками.