«Смотреть, как Колин Ферт мучительно правит гигантские кипы текста, довольно скучно»

Кинообозреватель «Коммерсантъ FM» Даниил Ротштейн рассказал о картине «Гений» — кинодебюте театрального режиссера Майкла Грандаджа.

В Голливуде есть стандартная схема изображения работы писателя. В 99% случаев зрителю показывают человека за печатной машинкой. Сперва он уныло смотрит на чистый лист и периодически бросает очередной комок бумаги через плечо. Потом внезапно, посещенный музой, начинает лихорадочно стучать по клавишам. Монтажная склейка — и наш автор швыряет манускрипт на стол издателю. Тот открывает на середине, лицо его озаряется, хэппи-энд. Тем временем, любой профессиональный писатель или издатель скажет вам, что создание романа — это тяжелая ежедневная работа, которая зачастую похожа на рубку дров, и огромную роль в этом процессе играет редактор. Неудивительно, что пролить свет на рутинные аспекты создания великой литературы решился только британский театральный режиссер Майкл Грандадж, который в своем кинодебюте «Гений» рассказывает историю необычной дружбы между легендарным американским издателем Максом Перкинсом и писателем Томасом Вулфом. Они познакомились в конце 20-х, когда взбудораженный Вулф (Джуд Лоу) принес в кабинет Перкинса (Колина Ферта) манускрипт, отвергнутый всеми издателями Нью-Йорка.

После просмотра «Гения» становится понятно, почему никто всерьез не брался снять кино про работу литературного редактора. Как писал герой Джека Николсона в «Сиянии», «Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья». Смотреть, как кто-то мучительно правит красной ручкой гигантские кипы текста, даже если это Колин Ферт, даже если он играет человека, прикоснувшегося к работам Хемингуэя и Фицджеральда, довольно скучно. И театральный режиссер Грандадж не знает, как сделать это интересным, но пытается. Ферта он заставляет недоигрывать, Джуда Лоу — отчаянно переигрывать, и заодно душит каждую сцену музыкой. Из-за этого отношения между героями вырождаются в клише, и это совсем обидно в контексте двух талантливых актрис, Николь Кидман и Лоры Линни, которым достаются незавидные роли двух женщин-пил, которые своими глупостями отвлекают мужчин от важной работы. Хорошее кино можно сделать из чего угодно, но, возможно, Грандаджу стоило начать с чего-то попроще.

Вся лента