Окопались в Индии
Дружба народов
На главной российской промышленной выставке "Иннопром-2016" страна-партнер Индия представит масштабную национальную экспозицию, а также делегирует туда представительную команду участников деловой программы. Возглавит индийскую делегацию Нирмала Ситхараман, министр торговли и промышленности Индии. Такой масштаб неслучаен: российским и индийским промышленникам действительно есть что обсудить.
Возвращение машин
Советские промышленные предприятия активно сотрудничали с Индией и поставляли в регион такие объемы горной техники, о которых в постперестроечное время можно было лишь мечтать. В конце 1990-х поставки и вовсе прекратились, но сейчас экспорт снова набирает обороты. Контракт на поставку четырех экскаваторов ЭКГ-10 между предприятием ИЗ-КАРТЭКС им. П. Г. Коробкова (входит в группу ОМЗ) и индийской компанией Bharat Coking Coal Limited (одно из подразделений индийской государственной корпорации Coal India Limited) был заключен в 2013 году. Этот контракт стал началом возрождения давних партнерских отношений между индийской и российской компаниями, прерванных на 14 лет: с 1999 года индийская угольная компания не закупала российскую горную технику. Важным условием подписанного контракта является сервисное обслуживание поставленных экскаваторов в течение 17 лет. Для выполнения этого условия ИЗ-КАРТЭКС создал в Индии представительство и всю необходимую инфраструктуру.
Два экскаватора ЭКГ-10 были введены в эксплуатацию летом 2014 года на угольном Block-2, еще два — во втором полугодии 2014 года на угольном разрезе "Катрас". Оба разреза принадлежат крупнейшему индийскому добытчику коксующегося угля в Индии компании Bharat Coking Coal Limited, филиалу государственной компании Coal India Ltd Coal India Limited — государственной угледобывающей корпорации, расположенной в Калькутте. Корпорация является крупнейшей угледобывающей компанией в мире, на ее долю приходится 81% угледобычи в Индии. В настоящее время компания реализует масштабные планы по обновлению парка горных машин, работающих на индийских угольных разрезах. Сотрудничество с Coal India Ltd — одно из ключевых направлений экспортной стратегии российских промышленников.
"Мы активно развиваем сотрудничество с Coal India Limited. С 2014 года на ее угольных разрезах Block-2 и Katras отлично себя зарекомендовали четыре наших экскаватора ЭКГ-10. Производственные и интеллектуальные возможности ИЗ-КАРТЭКС позволяют и дальше расширять наше присутствие на индийском рынке. До последнего времени на индийских разрезах работали в основном американские и индийские экскаваторы, которые были введены в строй давно и уже успели не только отслужить свой срок, но и морально устареть. Наши же машины отвечают всем современным требованиям к тяжелым карьерным экскаваторам, и мы несем ответственность за каждый узел своих экскаваторов и за их работу в целом",— отмечает генеральный директор ИЗ-КАРТЭКС им. П. Г. Коробкова Андрей Ганин.
Успешная эксплуатация экскаваторов производства ИЗ-КАРТЭКС стала залогом развития сотрудничества предприятия с индийскими партнерами. В нынешнем году предприятие получило заказ на шесть экскаваторов ЭКГ-10 для компании Eastern Coalfields Limited — другого подразделения Coal India Limited. Экскаваторы будут изготовлены ИЗ-КАРТЭКС и отгружены в адрес индийского заказчика из Морского порта Санкт-Петербурга осенью. Их ввод в эксплуатацию на угольном разрезе Sonepur Bazari должен состояться до конца первого квартала 2017 года.
Легендарная "десятка"
ЭКГ-10 — это годами проверенная, самая популярная модель в линейке экскаваторов ИЗ-КАРТЭКС им. П. Г. Коробкова. Рабочая масса машины — 400 тонн, вместимость ковша — 10 куб. м. Выпуск экскаваторов ЭКГ-10 начался в 1984 году, и сегодня, спустя три десятка лет, "десятка" является практически основным экскаватором электромеханического типа горнодобывающей отрасли России и СНГ: Украины, Казахстана и Узбекистана. В 2012 году ИЗ-КАРТЭКС им. П. Г. Коробкова отгрузил юбилейный, 500-й экскаватор ЭКГ-10 с заводским номером "500".
Экскаватор предназначен для разработки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши на открытых горнорудных карьерах. Машина обеспечивает высокую производительность, обладает хорошей маневренностью, проста в управлении и обслуживании. Современная конструкция и высокопрочные материалы, применяемые в ЭКГ-10, обеспечивают их надежную работу в любых климатических условиях.
Эксплуатирующиеся в Индии экскаваторы производства ИЗ-КАРТЭКС модернизированы для работы в тропических условиях. Например, температура воздуха летом в районе, где работают ЭКГ-10 ижорского производства, поднимается ежедневно выше +50°C, а на некоторых участках карьеров уголь тлеет и воспламеняется. В таких местах ковш разогревается выше +250°C, а самосвалы при выезде с такого участка проезжают через специальное углубление с водой, для того чтобы избежать возгорания покрышек. Специалисты ИЗ-КАРТЭКС учли все климатические особенности этого региона: в работающих на индийских разрезах экскаваторах ЭКГ-10 улучшена система кондиционирования, соблюдены особые требования к электроизоляции, покраске и проч. Все это позволяет машинам производства ИЗ-КАРТЭКС успешно закрепляться на индийском рынке.
Экскаваторы производства ИЗ-КАРТЭКС заслужили высочайшую оценку индийских специалистов. По их словам, способность ижорских экскаваторостроителей удовлетворять самые непростые потребности заказчиков и создавать машины, эффективно работающие в любых условиях,— залог конкурентоспособности экскаваторов ИЗ-КАРТЭКС. Анил Кумар Датта, управляющий блоком карьеров "Катрас": "Таких тяжелых климатических условий нет нигде в мире. Я уверен, что, если машины могут работать здесь, у нас, они могут работать везде". И действительно, сегодня все большим спросом у отечественных и зарубежных заказчиков пользуются не только ЭКГ-10, но и другие экскаваторы ИЗ-КАРТЭКС: ЭКГ-15 и машины новой продуктовой линейки — ЭКГ-12К, ЭКГ-18Р, ЭКГ-20К, а также самый мощный экскаватор типа "прямая механическая лопата" в истории отечественного экскаваторостроения ЭКГ-32Р.
Как отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, успех российской горной техники в Индии объясняется сочетанием нескольких благоприятных факторов. "Это и конкурентная цена, и качественный товар, и немного подзабытая, но позитивная история отношений между нашими странами, и доверие к бренду,— говорит он.— Если мы хотим вернуться к высоким темпам роста экономики, нам необходимо стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции, а не только сырья. При этом важно, что российские производители готовы предлагать не только технику, но и качественное обслуживание, сервис". Как отмечает эксперт, хорошие шансы на успех у российских машиностроителей есть в тех регионах, где отечественная продукция уже была представлена в прошлом: СНГ, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африка, Латинская Америка и, конечно, Индия.