"Потребности в инновациях нет там, где конкуренцию искусственно ограничивают"

образование

До того, как внедрять инновации, предприниматель должен понять, зачем они ему нужны и каких вообще целей он хочет достичь на пути инновационного развития. Как внедрять инновации в управлении предприятием, "Ъ" рассказал АНДРЕЙ ШАРОНОВ, ректор Московской школы управления "Сколково".

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— В кризисные периоды, как сейчас, инновации могут стать для компании способом выживания?

— Кризис заставляет компании принимать очень жесткие решения, к которым они могут быть не всегда готовы в сытые времена. Чаще всего компании выбирают тактику выживания, сокращают затраты, пытаются пережить тяжелые времена. И только некоторые компании рассматривают кризис еще и как период возможностей, во время которого умирают или слабеют конкуренты, высвобождаются целые ниши. С одной стороны, в некоторых секторах кризис расчистил поляну от конкурентов из-за санкций. С другой — он сильно ограничил доступ к финансовым ресурсам, которые для многих компаний становятся слишком дорогими и недоступными.

— Любые инновации требуют больших финансовых затрат?

— Не всегда. Многие организационные инновации не требуют больших затрат. Инновации — это то, что люди никогда прежде не делали. Для того чтобы в компании произошли изменения и улучшения, должен быть кто-то, кто понимает суть и механику этого процесса. В этом смысле обучение — и не только за партой — обязательно.

— В вашей школе есть такие программы обучения внедрению инноваций?

— Запрос на управление изменениями, на внедрение инноваций — один из запросов к нам. У нас, как и в любой бизнес-школе, есть целое направление корпоративного обучения, предлагающее программы, разработанные под конкретные структуры и компании, которые учитывают их специфику, задачи и т. п. Нашей особенностью является проектный метод, когда результатом обучения становится не диплом за количество прослушанных часов, а создание и защита перед экспертным жюри реального проекта, решающего задачи компании.

— На что сейчас нацелены компании, которые приходят к вам на корпоративное обучение?

— Сейчас наиболее популярным направлением являются проекты, направленные на повышение операционной эффективности, поиск того, на чем можно сэкономить. Но бывают и компании, которые приходят с проектами развития, например с выходом на зарубежные рынки. Недавно проходил обучение клиент, который в рамках образовательной программы разработал проект выхода на рынки Индии, Китая, Германии и Турции. Это пример абсолютно прикладной задачи конкретной компании, которая реализуется через наших профессоров, коучей и модераторов, сопровождающих эту проектную работу.

— Много ли сейчас компаний, которые занимаются внедрением инноваций?

— Это трудно оценить: не все компании, которые внедряют инновации, приходят к нам, и не все компании, которые приходят к нам, занимаются инновациями.

— А что может в кризисный период подвигнуть компанию на инновационное развитие?

— Компании занимаются инновациями в меру необходимости, а не из любви к искусству. Чаще всего на кардинальные изменения идут компании, которые настолько зажаты конкурентами, условиями рынка, что у них нет иного шанса выжить. Эти инновации не обязательно технологические, они могут быть связаны с внутренней перестройкой компании, которая приводит к повышению качества и снижению издержек. Если честно, инновации — это не всегда новые гаджеты, машины или технологическое решение. Иногда более эффективны инновации в сфере управления, в сфере отношений с клиентами, сервиса — то, что связано с организацией деятельности. Есть много примеров, когда хорошие технологические решения не находили себе применения, потому не сопровождались управленческими улучшениями.

Мне очень нравится анекдот про больного, которого везут на операцию. Он спрашивает врача: "Я выживу?" Врач отвечает: "Конечно, выживете". "А на пианино играть смогу?" — "Конечно, сможете".— "Вот здорово: до операции не мог, а после — смогу!" Так и в кризис: если ты не умел что-то делать до него, то после кризиса это знание к тебе просто так не придет. Людей нужно учить, в том числе управленческим технологиям, маркетингу, операционной эффективности и многому другому.

— Какие крупные промышленные компании проходили в вашей школе проектное обучение?

— Компании "Евраз", "Автодор", "Газпром нефть", "Россети", ТНК-BP, "Росатом" и др.

— Есть ли различия по отраслям: где не выжить без инноваций, а где можно без них обойтись?

— На рынке сотовой связи и мобильных устройств конкуренция очень высокая и открытая, поэтому здесь очень заметен рост качества услуг. То же самое можно сказать про ресторанный бизнес, где вмешательство государства невелико. Там конкуренция очень высока, и именно она двигает ситуацию. Есть сегменты, где конкуренция искусственно ограничивается — там никой потребности в инновациях не возникает. Есть исследования по конкуренции в России, результаты которых показывают различия по производительности разных компаний в одном секторе в 80 раз. Если одна компания работает хуже другой в 80 раз и при этом выживает, значит, существует искусственное ограничение конкуренции. Если бы потребитель мог купить товар того же качества по более низкой цене, он бы купил. Существование такого разрыва говорит о том, что у потребителя нет выбора, он вынужден приобретать некачественную продукцию у производителя, который тем не менее выживает на неконкурентном рынке.

— Какие новые модели управления в компаниях сейчас популярны? На рынке очень много схем и моделей управления. Они почти все индивидуальны, хотя, конечно, компании стараются перенимать наиболее успешные практики управления. Например, многие сейчас заинтересованы в применении LEAN-технологий ("Бережливое производство".— "Ъ").

— Новшества управленческие проще перенять, чем технологические? Компании охотно делятся своими наработками в этой сфере или защищают их?

— В отличие от технологических инноваций, новые модели управления не защищаются патентами. С другой стороны, это и не та информация, которой они охотно делятся: для любого бизнеса это не благотворительность и не просветительство, это способ быть эффективными и зарабатывать деньги.

— Как они становятся доступными другим участникам рынка?

— Через публикации в специализированных журналах, обсуждения на конференциях, через обсуждение работы конкурентов. Если одна какая-то компания выстреливает, вы начинаете анализировать, почему это произошло, что им помогло в достижении этой цели.

— Какие цели ставят себе компании, когда внедряют инновации в управлении?

— Они могут быть различны и зависят от текущих задач компании. Например, это может быть повышение качества работы с клиентом или повышение узнаваемости вашего товара. Затевая перестройку управления, вы целенаправленно улучшаете конкретный показатель вашей деятельности.

Записала Ольга Кучерова

Вся лента