Новые книги

Выбор Игоря Гулина

А.Х.В. «Всеобщее собрание произведений»

 

Аббревиатура "А.Х.В." — прозрачный псевдоним, которым подписывали свои написанные в соавторстве произведения Алексей Хвостенко и Анри Волохонский — два шатких столпа группы "Верпа", безалаберные авангардисты, философы-пропойцы, авторы гениальных песен и одни из самых обаятельных персонажей подпольной культуры 60-х — 70-х. Сама эта книга — немного курьез. Коллективные тексты Хвостенко — Волохонского носят почти случайный, сопротивляющийся академическому подходу характер, они — плод совместных возлияний, дружеской игры. Здесь эти эфемерные следы веселья собраны во внушительный том и даже прокомментированы. Его главное содержание, конечно же, песни. Помимо них — абсурдистские пьесы в духе подражания обэриутам, очаровательные басни, не слишком удачные попытки писать детские стихи, послания, которые друзья отправляли друг другу из поездок, и тому подобное. Все это, конечно, не предназначено для сосредоточенного погружения, скорее — для радостного или ленивого перелистывания. Примерно таким и было отношение к культуре и жизни, которое практиковала "Верпа". Но эта поверхностность очень ценна. В каждом самом пустяковом тексте Хвостенко и Волохонского есть чувство светлой и бессмысленной гармонии, пронизывающей все мироздание. Единственное необходимое умение — заметить ее и поймать кайф. Последнее этому тандему Хвостенко — Волохонский, кажется, удавалось лучше, чем кому-либо в русской поэзии.

"Не закрывайте личико тряпицею / Ведь ничего вам скоро не останется / Я мог болтаться меж двумя столицами / Но я не знаю с кем придется кланяться / Приятели кругом одно невежество / Неверие и нету информации / Ах девушки ах прелесть вашей свежести / Для истины еще одно препятствие / Гремит ли барабан иль плачет дудочка / Мне все едино если это правильно / Но если рядом ходит сучка с сумочкой / Я не уверен в том, что это правильно / Зачем, скажи, я не уверен в будущем? / Ведь прошлое звучит — струна нестройная / А настоящее я встречу в булочной / Ах, новое такое непристойное".

НЛО


Клод Луи-Комбе «Черный пробел»

 

Клод Луи-Комбе — довольно значимая фигура в современной французской литературе, но за пределами Франции практически неизвестная. В этом большом томе, представляющем Луи-Комбе русскому читателю, собраны сразу четыре книги. Его смысловой центр — роман "Вонзайся, черный терновник", история отношений поэта Георга Тракля и его младшей сестры, пианистки Греты. Их инцестуозная связь является, по всей видимости, легендой, бытующей среди поклонников мрачного австрийского гения. Однако Луи-Комбе отдается этой легенде с возвышенно-порнографическим восторгом. Его роман не похож на типичную "биографию художника". Скорее это повествование о расколотом андрогине, двух половинах одной души, воссоединяющихся в идеальном грехе и гибнущих в нем же, богохульная мистерия, местами завораживающе красивая, но в чем-то возмутительная. Возмутительная, конечно же, не нарушением приличий (роман Луи-Комбе написан в 1995 году, и его настойчивость в попрании общепринятой морали выглядит почти старомодной). Скорее — почти безразличием, с которым французский писатель относится к своему историческому герою, а тем более — героине. Брат и сестра Тракль у Луи-Комбе становятся прежде всего материалом для конструирования мифа о творящей и разрушительной, темной и святой страсти. Этот миф Луи-Комбе разворачивает умно и тонко. Изящный стиль сохраняется и в русском тексте, благодаря труду Виктора Лапицкого — одного из лучших переводчиков с французского. И тем не менее на протяжении всей книги сохраняется ощущение общего места, крайне "правильного" письма, в котором каждая провокация, каждое откровение, каждый всполох экстаза — знак традиции. В остальных текстах сборника это чувство еще ощутимее. В этих вроде бы глубоких, тревожных повествованиях видна вся история французского модернизма: вот Жене, Сартр, Батай, Бланшо, сюрреалисты, новый роман и так далее. Играть в угадайку не обязательно, но на самом письме Луи-Комбе сложно сосредоточиться — постоянно отвлекает смутное чувство узнавания. Можно, конечно, видеть здесь не вторичность, а верность. Но, чтобы всерьез погрузиться в тексты Луи-Комбе, надо, кажется, быть влюбленным не в смелость мысли или виртуозный эротизм, но в сам французский стиль.

Издательство Ивана Лимбаха


Борис Лего «Сумеречные рассказы»

 

Это довольно курьезная история. Если верить предисловию, Борис Лего — вернувшийся на овеянную демоническими метелями родину потомок русских эмигрантов. Однако, по некоторым косвенным признакам, автор, пишущий под этим именем,— человек, принадлежащий миру московской полуандерграундной литературы и к тому же хорошо знакомый с современным российским православием. При этом книга Лего выходит в "Эксмо", вроде бы никогда не интересовавшемся маргинальной словесностью, и открывает совместную серию издательства и "Булгаковского дома" под названием "Русская готика". Собственно "Сумеречные рассказы" — это два десятка историй, представляющие современную Россию как территорию, неуклонно переходящую под контроль дьявола. В одном троица юных сатанистов сначала режет кошек, а затем отправляется воевать на Донбасс; в другом описывается темный эротический ритуал под названием "выпекание медного пирожка"; в третьем бывший наследник российского престола благодушно открывает свои планы по возвращению царства и превращения его в садомазо-империю. В качестве приложения — краткий каталог демонов с указаниями по вызову и использованию. Лего — верный последователь Сорокина и Мамлеева разом, но его тексты — прежде всего макабрические анекдоты. Интонация здесь — не дьявольский освободительный хохот, скорее нервный сдавленный смешок в удушающем консервативном мире.

Эксмо


Мебиус «Герметический гараж»

 

Жан Жиро, он же Мебиус,— одна из главных фигур в истории европейского комикса. Среди его друзей и почитателей — Миядзаки, Ходоровски, Ридли Скотт, Люк Бессон, Филип Дик, Уильям Гибсон. Одни приглашали его художником, другие тихонько подворовывали у него идеи и образы. Очень многое в современной фантастике придумано именно Мебиусом, но придумано без всякой системы, небрежно, впроброс. Это хорошо чувствуется по первой его книге, изданной по-русски,— восхитительно-бредовой, красивейшей эпопее о вселенной внутри астероида. "Герметический гараж" выходил в конце 70-х журнальными выпусками по две-четыре страницы. И связь между главами была, по крайней мере поначалу, довольно зыбкой. Космический вестерн превращался в киберпанк в декорациях из романов Жюля Верна, пародия на американские фантастические комиксы становилась философской притчей о ненадежности мира с участием говорящих барсуков. Ничем из этого книга Мебиуса оставаться не хочет, для него важнее поменяться, обмануть, совершить еще одну невиданную метаморфозу. Не так часто от комиксов настолько захватывает дух.

Zangavar


Вся лента