Совладельцы "Калашникова" подхватили "Вымпел"
Они выкупили треть оборонной верфи
Акционеры концерна "Калашников" Андрей Бокарев, Алексей Криворучко и Искандар Махмудов приобрели 33% акций рыбинского судостроительного завода (ССЗ) "Вымпел". Верфь специализируется на военной продукции и имеет большой портфель заказов для Минобороны, ФСБ и на экспорт. В "Калашникове" считают, что покупка укрепит позиции концерна в судостроении, компанию с 2015 года интересуют поставки военных катеров. Источники "Ъ" в отрасли отмечают, что, "если не возникнет нюансов", "Вымпел" будет обеспечен заказами на пять-семь лет.
Андрей Бокарев, Алексей Криворучко и Искандар Махмудов (владеют 49% акций концерна "Калашников", еще 51% у "Ростеха") закрыли сделку по приобретению 33% акций ССЗ "Вымпел", сообщили "Ъ" в концерне. Сумма покупки не раскрывается. Как пояснили в "Калашникове", доля выкуплена у ООО "Антик" (по данным "Картотеки.ру", ООО принадлежит Игорю Круглякову, владело 32% "Вымпела"). Еще 50% акций верфи — у входящего в "Ростех" "Рособоронэкспорта".
ССЗ "Вымпел" основан в 1930 году в Рыбинске, специализируется на выпуске средне- и малотоннажных судов, военных и гражданских катеров. В 2015 году выручка выросла втрое, до 10,5 млрд руб., чистая прибыль — 2,2 млрд руб. при убытке в размере 1,1 млрд руб. в 2014 году.
О планах "Калашникова" заняться выпуском гражданских и военных катеров и беспилотников гендиректор концерна Алексей Криворучко заявлял в 2015 году. В апреле прошлого года он отмечал, что ниша "легких небольших катеров" будет "серьезно развиваться как для Минобороны, так и для других заказчиков". В феврале "Калашников" консолидировал 49% ООО "Холдинговая компания Рыбинской верфи" (основная продукция — транспортно-десантные и штурмовые катера), тогда в концерне отмечали, что рассчитывают на военные заказы. В июле "Калашников" объявил о начале серийных поставок транспортно-десантных катеров БК-16 и штурмовых БК-10 для Минобороны.
По словам господина Криворучко, покупка доли в еще одной судостроительной компании позволит концерну укрепить позиции в судостроении. "С "Ростехом" мы движемся к формированию на базе концерна государственно-частного многопрофильного оборонного холдинга, специализирующегося на разработке и производстве интегральных комплексов вооружения",— говорит он. Глава "Ростеха" Сергей Чемезов отметил, что цель стратегии развития корпорации — создание на базе ее холдингов многопрофильных структур, "в которых присутствуют элементы, необходимые для комплексных решений в области вооружения, гражданских технологий". По его словам, в рамках государственно-частного партнерства "Калашников" эффективно диверсифицирует производство, осваивая беспилотники, многофункциональные катера спецназначения, дистанционно управляемые боевые модули.
Судя по отчету за 2015 год, "Вымпел" ориентирован на военные заказы: на гражданское судостроение пришлось лишь 21,8 млн руб. выручки. Верфь — головной исполнитель по экспорту ракетных и патрульных катеров проектов 12418 ("Молния"), 14310 ("Мираж") и 12150 ("Мангуст") для ВМС Анголы, Египта и Вьетнама (контракт с Ханоем принес в 2015 году почти $163 млн). По линии гособоронзаказа "Вымпел" — единственный поставщик патрульных катеров и морских буксиров проекта 1496М1 ("Морж"), больших гидрографических, противодиверсионных и ракетных катеров, морского транспорта вооружения проекта 20360М. Перспективы экспорта связаны с боевыми катерами водоизмещением 300-600 тонн (типа "Катран" и "Скорпион").
По словам источника "Ъ" в судостроении, с подобной номенклатурой завод обеспечен заказами на пять-семь лет, "если, конечно, не возникнет нюансов". В 2015 году "нюансы" случались: например, завод не смог выполнить контракт на поставку ФСБ семи пограничных сторожевых катеров проекта 12150, поскольку из строя вышли дизели М-470МК производства АО "Звезда" (пограничники получили один катер). Эта причина объективная, считает собеседник "Ъ", на катерах должны были стоять немецкие двигатели, но из-за санкций пришлось изменить техзадание.