Правила игры
в защиту традиционных ценностей изучает Елизавета Макарова
Вчера депутат от "Справедливой России" Олег Михеев внес в Госдуму законопроект, который предполагает запрет на "эксплуатацию интереса к сексу и (или) сексуальным функциям" в рекламе. Реклама также не должна формировать "легкомысленное и (или) неуважительное отношение" к "реализации сексуальных функций". Не уточняется, будут ли распространяться запреты на товары, напрямую связанные с эротикой и сексом: нижнее белье, средства контрацепции, БАДы для увеличения потенции и т. д.
Необходимость запрета обосновывается влиянием рекламы на сексуальную распущенность, появлением потребительского отношения к женщине и даже риском дорожно-транспортных происшествий: по мнению депутата, водитель может засмотреться на девушку на рекламном щите и потерять контроль над собой и автомобилем. Автор проекта, в частности, находит оскорбительными слоганы вроде "Сосу за копейки" в рекламе пылесосов, а "апогеем темы секса" называет рекламный баннер закусочных Subway: "Секс!!! А теперь, когда мы привлекли Ваше внимание, ешьте в Subway".
Использование брендами подобной тематики часто становится поводом для обсуждения: зимой в Красноярском крае чиновники сняли баннер компании "Ебидоеби", занимающейся доставкой суши. Ее название переводится с японского как "день недели — суббота", и региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) тогда в итоге не нашло в вывеске нарушений закона. А в марте челябинское УФАС признало неправомерной рекламу кальянной "Яб`вдул. SmokyPlace", хотя больше половины участников специально проведенного опроса не нашли в рекламе оскорбительных образов или выражений.
Понятия сексуальности, привлекательности, откровенности "глубоко субъективны и не могут быть сформулированы в юридических нормах", говорит управляющий директор Media Direction Group Денис Максимов. Если законотворцы имеют в виду что-то конкретное, а не абстрактные понятия, то пусть и напишут, что в рекламе, допустим, нельзя показывать постель, одновременно мужчин и женщин или юбки выше колена, рассуждает он. Впрочем, и к такому представители рекламного рынка сегодня вряд ли окажутся готовы.