Хабаровские маршруты попали в сети
Мэрия может сократить их количество вдвое
Ученые Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) на общественных слушаниях в мэрии Хабаровска представили план реформирования маршрутной сети общественного транспорта. Перевозчики заявили, что проект с ними не обсуждали, к тому же ранее мэрия успела издать постановление о закрытии маршрутов со ссылкой на еще не принятый документ. Эксперты полагают, что реформа отбросит город в 1990-е, когда общественный транспорт был переполнен.
На прошлой неделе в администрации Хабаровска прошли общественные слушания, на которых обсуждался план реформирования маршрутной сети общественного транспорта. Разработанный в ТОГУ план презентовал декан инженерно-строительного факультета вуза Игорь Пугачев. По его словам, задача, поставленная заказчиком-мэрией, заключалась в перераспределении транспортных потоков с целью разгрузки дорог, более активном включении в маршрутную сеть периферии. «Маршруты мы выработали с той задачей, чтобы они были доходны. Эта задача была решена с помощью того, что мы сократили количество, — в перспективе останется 31 маршрут вместо нынешних 68»,— сказал ученый в своем выступлении.
По данным исследования ТОГУ, общественным транспортом пользуется порядка 60% жителей Хабаровска (примерно 365 тыс. человек). Из них 73% ездит на автобусах, 14% — на электротранспорте и 13% предпочитает маршрутные такси. На начало года в городе работало 757 автобусов, 76 трамваев и 44 троллейбуса. Ученые полагают, что достаточно оставить 484 автобуса (605 с учетом возможных поломок), не меняя число электротранспорта. Господин Пугачев подчеркнул, что предлагаемые изменения будут корректироваться с учетом мнения населения.
В слушаниях участвовало около сотни человек, десять из которых были представителями перевозчиков. Получив слово, общественность не стеснялась в выражениях. Как оказалось, еще до проведения слушаний по проекту мэрия успела издать постановление, согласно которому с 30 декабря прекратят действие пять маршрутов. Предприниматель Дмитрий Денисов попытался отстоять свой 72-й маршрут, связывающий Южный микрорайон с центром: «Было преподнесено, что разработка ТОГУ будет обсуждена и пассажирами, и перевозчиками, но каким-то образом за спиной уже подписано постановление о ликвидации маршрутов! Вы говорите о какой-то финансовой доходности, — а вы у меня спросили?». Выступление получило поддержку жителей Южного, однако заммэра Сергей Афанасьев назвал ее «заказной», чем вызвал возмущение в зале.
Представители городских властей были вынуждены выслушать упреки в том, что даже в центре организовать движение не способны, что уехать утром с окраин так же сложно, как и вернуться туда вечером. Им припомнили, что после проведенной в ноябре прошлого года монетизации транспортных льгот фактически лишились возможности проезда детдомовские сироты, ведь проездные в городе власти так и не ввели.
И. о. начальника управления транспорта Сергей Суковатый заявил, что «никто не собирается рубить сплеча». «Мы все равно будем доделывать работу. От вас еще поступят предложения, как большинство скажет, так мы и сделаем», — заверил он. Как сказал он „Ъ“, возможно, потребуется проведение опроса населения через сайт.
Его предшественник в должности Владимир Шкурин подверг затею резкой критике:
«К сожалению, то, что сегодня готовится — это коллапс, который мы переживали в 90-е годы, когда на всех остановках и зимой и летом стояли толпы народа, которые не могли сесть в подвижной состав. Многие из вас были за рубежом. Наверное, видели, что люди ездят по посадочным местам. Почему нас загоняют опять в это стойло, где мы должны ездить друг у друга на плечах?».
Единственным транспортником, поддержавшим начинание, оказался директор муниципального перевозчика ХПАТП-1 Алексей Деменок, отметивший, что цена проезда растет, поскольку в городе увеличивается число автобусов, а количество пассажиров остается прежним.