Референдум в Абхазии оставил вопрос открытым
Провал голосования не разрешил кризиса в республике
Проведенный 10 июля референдум о доверии к президенту Абхазии, который по замыслу его организаторов должен был разрешить кризис в республике, на самом деле ничего не разрешил и не прояснил. Противостояние между оппозицией и главой Абхазии Раулем Хаджимбой сохраняется. Противники президента обвиняют его в срыве референдума, не отказываясь от намерения созвать в ближайшее время общенародный сход. Источник "Ъ" в силовых структурах Абхазии отметил, что в условиях гражданского противостояния проводить сход опасно: "Это вам не референдум, там будут стоять до конца".
Удавшийся бойкот
Инициатива проведения референдума в Абхазии принадлежит Блоку оппозиционных сил, который в мае собрал 19 тыс. подписей в поддержку плебисцита. Вопрос, который выносился на голосование, звучал так: "Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента Республики Абхазия?" Однако накануне референдума лидеры оппозиции призвали бойкотировать его. По их словам, власти запугивали граждан, требуя не ходить на избирательные участки, а самой оппозиции не предоставили телеэфира. "Государство не создало условий для свободного волеизъявления народа,— заявил сопредседатель Блока оппозиционных сил Аслан Бжания.— В этих условиях идти на референдум нецелесообразно". Оппозиционеры потребовали прекратить давление на избирателя и перенести референдум на осень. Но президент Рауль Хаджимба заявил, что переносить референдум не будет, поскольку это неправомерно. "Хаджимба согласился на референдум, но сделал все, чтобы он не состоялся",— заявила "Ъ" сопредседатель Блока оппозиционных сил Ирина Агрба.
Вчера ЦИК Абхазии заявил, что референдум не состоялся, поскольку 10 июля всего 1,23% избирателей (1628 человек) пришли на участки (минимальная необходимая явка составляла 50%). "Явка показала, что вынесенный на всенародное голосование вопрос не был актуален для нашего общества",— заявил на пресс-конференции президент Хаджимба. По его словам, жители республики устали от противостояния, потеряли доверие к оппозиции и по этой причине на участки не пришли, что превратило идею всенародного волеизъявления в "фарс".
"Я пришел на участок в 12 часов дня,— рассказал "Ъ" главный редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг.— Оказалось, что до меня там побывало всего семь человек. Думаю, дело тут не в какой-то особой любви или нелюбви к президенту, а в том, что за десять лет в политике не появилось новых людей и в обществе велика апатия. Тем более что речь шла не о выборах, а только о том, возможны ли новые выборы. У нас портретная демократия, люди идут на выборы из-за личных пристрастий и голосуют за своих знакомых, родственников, однополчан, а не за идеологические направления".
По словам Инала Хашига, оппозиция оказалась непоследовательной в своих действиях: "Сначала призывали людей участвовать в референдуме, потом призвали его бойкотировать; сначала говорили о необходимости соблюдать закон, потом пошли на штурм МВД. Мы становимся банановой республикой, где два взвода решают исход событий".
"Эти кланы просто так не успокоятся"
Напомним, противостояние между оппозицией и властью в Абхазии обострилось в середине июня. На одном из ведомственных совещаний глава МВД Леонид Дзяпшба запретил своим подчиненным идти на референдум: "Действующая власть против референдума, а вы кто такие, я не понял?" Аудиозапись с этой встречи была передана лидерам оппозиционного блока, а те ее обнародовали. "Мы обратились во все инстанции, в ЦИК и в прокуратуру,— говорит Ирина Агрба.— Министр нарушил закон. Но никакой реакции не последовало. Это возмутило многих людей. Поэтому оппозиция собрала митинг возле сухумской филармонии". На митинге оппозиционеры потребовали увольнения господина Дзяпшбы и направили переговорщиков к президенту, а часть митингующих переместилась к зданию МВД. Вечером 5 июля после длительного ожидания у стен силового ведомства началась потасовка. Только после этого президент временно отстранил министра Дзяпшбу от работы.
По словам Ирины Агрбы, "ни одного выстрела у здания МВД не было", но позже, ночью, в городе случились стычки между охраной президента и сторонниками оппозиции, в результате которых есть раненые. Один из участников противостояния лидер общественной организации "Кяразаа" Дмитрий Дбар заявил, что люди вышли на улицу, потому что не могут больше терпеть "беспредел, похищения, разбои". Источник "Ъ" в силовых структурах Абхазии полагает, что боевому авангарду оппозиции терять нечего: "Среди тех, кто пошел на МВД, много бывших сотрудников спецслужб. Они ловили и сажали тех, кто несколько раз пытался убить Анкваба (экс-президент Абхазии Александр Анкваб.— "Ъ"), а при новой власти их выпустили на свободу. Теперь все понимают, что эти кланы просто так не успокоятся, они десять лет воюют друг с другом". По данным властей, в беспорядках 5 июля было ранено 19 человек.
В ожидании общенародного схода
Рауль Хаджимба вчера заявил, что "устроившие беспорядки 5 июля понесут наказание". Оппозиция обвиняет его в применении двойных стандартов. "Почему он не накажет своих сторонников, которые в мае 2014 года штурмом брали президентскую администрацию и свергли Анкваба?" — спрашивает Ирина Агрба. По ее словам, у господина Хаджимбы был шанс, которым он не воспользовался: "Он пришел к власти путем переворота в 2014-м году. Он мог бы легитимировать себя на референдуме. Но он знает, что люди им недовольны. Он много обещал, но не оправдал надежд. Экономика мертвая, социальных гарантий нет. Отношения Абхазии с Россией перестали быть прозрачными, теперь они сведены на уровень каких-то аппаратных интриг. Поэтому все последние месяцы власть запугивала людей. У нас есть сторонники в каждом районе, и мы постоянно получали сообщения о том, что глава района или директор школы запретил своим подчиненным посещать избирательный участок под угрозой увольнения".
9 июня, накануне плебисцита, лидеры оппозиции заявили: если власть не перенесет референдум, будет созван общенародный сход. Пока своих намерений оппозиция не изменила. Пресс-секретарь Блока оппозиционных сил Алхас Чолокуа сообщил "Ъ", что уже на этой неделе оппозиция проведет координационный совет и примет решение о дальнейших действиях. Уже несколько дней возле президентской администрации разбит палаточный лагерь, в котором дежурят сторонники президента.
Источник "Ъ" в силовых структурах полагает, что в условиях гражданского противостояния проводить сход опасно: "Это вам не референдум, там будут стоять до конца". По мнению собеседника "Ъ", сейчас власть Абхазии слаба, силовые структуры обезглавлены, а рядовые сотрудники не пойдут против собственного народа, что стало ясно 5 июля у здания МВД: "МВД находится в одном здании с Министерством госбезопасности. Наличия толпы у стен было бы достаточно для разгона, если бы силовики этого хотели. Но никто не хочет проливать кровь. Так что президенту придется договариваться".