Электромобили подзаряжают льготами
Правительство готовит программу развития нового транспорта
Льготные тарифы на платных дорогах, бесплатные парковки в городах, возможность двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта, нулевой транспортный налог и упрощение бюрократических процедур для строительства зарядных станций. Такие предложения, как стало известно "Ъ", содержатся в проекте правительственной программы развития электрического автотранспорта в РФ до 2025 года. Эксперты считают, что без широкой сети заправок и снижения цен на машины электрокары популярными в РФ не станут.
Проект правительственной программы развития электрического автотранспорта, с текстом которого удалось ознакомиться "Ъ", состоит из двух блоков. В первом упоминаются меры по стимулированию "производства и потребления" подобной техники. Речь идет, например, о бесплатных парковках в городах и пользовании выделенными полосами для общественного транспорта. Для этого, говорится в документе, потребуются поправки к Правилам дорожного движения, причем электромобили на выделенках в правительстве предлагают приравнять по статусу к такси, а также разработать отдельный дорожный знак 5.18.1 — "Место для стоянки индивидуального транспортного средства с электрическим двигателем". Кроме того, в правительстве предлагают ввести льготные тарифы на платных трассах, электромобилям могут разрешить двигаться по ним и вовсе бесплатно: так, в документе говорится о необходимости законодательно приравнять машины с электродвигателями на подобных магистралях к скорой помощи и другому спецтранспорту. Наконец, владельцев электрокаров хотят освободить от уплаты транспортного налога, а для обладателей гибридных автомобилей — снизить его ставку.
Во втором блоке проекта говорится о мерах по развитию сетей зарядных станций, в частности о разработке упрощенного порядка землеотвода для их строительства и рекомендаций регионам о том, как такие объекты согласовывать. В документе дается понять, что электромобили вскоре станут массовым явлением. Во всяком случае в крупных городах в документе предлагается на уровне правительства установить "обязательную долю электромобильной техники", которая должна использоваться в общественном транспорте, а также разработать предложения по оснащению стоянок торговых центров и городских парковок зарядными станциями. Размер этой доли не уточняется, но говорится, что к 2020 году не менее половины общественного транспорта в РФ должно быть экологически чистым.
По данным Международного энергетического агентства ОЭСР, в 2015 году в мире насчитывалось 1,26 млн электрокаров. Аналитики Wood Mackenzie предполагают, что к 2035 году в США 10% продаваемых машин будут электрическими и это, в свою очередь, собьет спрос на бензин на 5%. По данным "Автостата" на апрель 2016 года, в ГИБДД РФ зарегистрировано 647 электрокаров (треть приходится на Москву).
Отметим, что в профильных ведомствах в последнее время активно начали заниматься проблемой электрокаров. Так, Минтранс РФ в мае 2016 года предложил в связи с "общемировыми тенденциями" ввести в Правила дорожного движения понятия "электромобиль" и знак "заправка для электромобилей". Электрозаправки развивает контролируемое государством ПАО "Россети": там заявляли о планах открыть 1 тыс. станций к 2018 году (сейчас действует около 60 станций, в том числе 28 объектов МОЭСК-EV).
Примечательно, что налоговые и регуляторные идеи (в отличие от льгот для пользователей) в документе описаны не очень конкретно и явно потребуют дополнительного согласования с ведомствами. В частности, в нем предлагается "уточнить понятие электросетевой организации" в части оказания услуг по зарядке электромобилей. Речь, видимо, идет о том, что зарядка, по сути, является энергосбытовой деятельностью, заниматься которой сети по закону об электроэнергетике не имеют права. В "Россетях" отказались пояснить, как предлагается изменить законодательство. Добавим также, что часть нынешних предложений упоминалась в комплексном плане по развитию экологически чистого транспорта: он был подписан вице-премьером Аркадием Дворковичем в 2014 году.
Директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин напоминает, что разработкой электрокаров занимаются все автоконцерны, и считает, что их популярность будет расти по мере снижения цены и стоимости владения. Директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий фонда "Сколково" Олег Перцовский добавляет, что в России электромобиль является "пока, по сути, нишевым гаджетом", интерес к нему могут подогреть снижающиеся цены и увеличивающийся запас хода, но ключевым условием он считает развитие широкой сети заправок. "Пока автомобиль на топливе банально удобнее, потому что есть инфраструктура",— отмечает эксперт.
Обнуление транспортного налога Олег Перцовский считает "хорошей мерой поддержки спроса", но Михаил Блинкин предлагает налог "не трогать". Эксперт напоминает, что из этих сборов формируются дорожные фонды регионов, которые и так "похудели" на 10 млрд руб. из-за отмененного налога для грузовиков в связи с введением системы "Платон". В Минэкономики "Ъ" уточнили, что вопрос обнуления транспортного налога обсуждается, но одной из основных проблем в министерстве считают "администрирование налога на гибридные автомобили". Господин Блинкин возражает против допуска электрокаров на выделенные полосы, считая эту меру "абсурдной": "В автобусе едут 80 пассажиров, а в машине один человек, пусть и электрической". В столичном департаменте транспорта заявили, что поддерживают развитие электротранспорта, напомнив: платные парковки в Москве и сейчас бесплатны для владельцев электромобилей.