Столичный алфавит
Музей Москвы открывает выставку "Азбука музея" — 2 тыс. экспонатов из запасников, расставленных по алфавитному принципу.
Тысячи ученых, урбанистов и рабочих ежедневно вгрызаются в Москву, пытаясь понять, что же это за город и как его усмирить или как минимум описать и сделать удобным. Темы и подходы рождаются и умирают на наших глазах. Институт "Стрелка" завел моду на разговор о "сообществах", но за пять лет работы так и не стало ясно, как они выглядят и существуют ли вообще в социологической панораме, которую формируют не местные, а гости столицы. Сергей Капков на посту министра культуры Москвы обнаружил и обналичил средний и креативный классы, предложив им сотни опций траты средств в комфортных парках и музеях. Теперь конструкторское бюро "Стрелка" совместно с правительством города взялось за масштабный проект в духе французской Второй империи и ее главного градостроителя барона Османа. Задачи, правда, поставлены противоположные: благоустройство с упором на пешеходные маршруты, антимодернизация, разгрузка центра, и не только от автомобилей. Сила реакций на происходящее подтверждает невероятное положение Москвы — она одновременно и материя, и антиматерия, город без компромиссов и вне истории. Неудивительно, что Музею Москвы пришлось начинать с азов. В основу масштабной выставки, приуроченной к 120-летию музея, положен принцип букваря — первая система научного знания и классификации, с которой человек сталкивается после рождения.
Кураторская команда — директор музея Алина Сапрыкина, Александра Селиванова и Екатерина Селезнева — выбрала по одному слову на каждую букву. Здесь есть и узкоспециальные термины (например, "Бонистика" — наука о дензнаках), и цвета ("Красный"), и исторические события ("Нашествие Наполеона"). Начинается все с "Археологии", где покажут артефакты так называемой дьяковской культуры, обнаруженной в XIX веке. Хронологически выставка завершается подарками Москве и сувенирами к 850-летию столицы, представленными в разделе "Юбилей". На букву "Я" у Музея есть, пожалуй, главная для авторов выставки подборка — личные архивы и вещи, которые либо собирались специально, либо приносились горожанами самотеком. Вообще, ориентация на человеческую память и создание образа горожанина разных веков — главное, что интересовало кураторов. И не только потому, что повседневность для наших музеев после многолетней работы на государственную, а не частную историю до сих пор остается острой темой. Коллекция Музея Москвы разношерстна из-за того, что за 120 лет он не раз менял свои цели и задачи. Начавшись как музей городского хозяйства, после революции он превратился в музей коммунального хозяйства, затем уже в сталинское время, когда с тканью города произошли драматические перемены, стал музеем новой Москвы. Вместе с миссией менялись и предметы хранения. Так что в азбуке можно встретить и автомобили, и меню дореволюционных и советских ресторанов, и игрушки.
Вся эта многослойность очень современна, потому что имеет непосредственное отношение к тому, как описывают мир сегодня. Можно вспомнить абсурдные, фантастические энциклопедии классиков постмодерна: "Хазарский словарь" Милорада Павича и "Книгу вымышленных существ" Хорхе Луиса Борхеса. Ставить рядом апельсин с яблоком, божий дар с яичницей — подход очень перспективный, потому что из миллионов точек зрения на то, чем славен город, нельзя выбрать одну-единственную. И, соответственно, нельзя навязать этот образ Москвы как типический, единственно верный. Сами кураторы сравнивают свою выставку с раскопками в Помпеях: это открытое хранение 2 тыс. предметов, из которых каждый посетитель может собрать свою Москву или открыть индивидуальные точки невозврата для чувства ностальгии по чему-то хорошему и понятному там, в прошлом великого города.